На ВДНХ в обновлённом павильоне №16 «Гидрометеорология» открылась первая выставка: «Взлёт. Выставка-прогноз». На выставке представлены произведения молодых художников, с которыми куратор и архитектор выставки Катя Бочавар, связывает будущее отечественного искусства. Великолепная дизайнерская работа в непростой архитектуре подчёркивает оригинальность идей. Читайте Катю Бочавар.
Катя, что вы можете сказать об этом проекте не только как художник, куратор и дизайнер? У вас огромный опыт работы, вы были и дизайнером российского павильона на 53-й Венецианской биеннале, и архитектором выставки LexusHybridArt в «Манеже» в 2013 году…
Я как художник, дизайнер, как архитектор, чтобы не делала, всегда выступаю в жанре «специфик». Мне очень важно привязывать к месту всё то, что я создаю. В данном случае, как мне кажется, было особенно интересно, потому что павильон только что открылся после реконструкции. «Взлёт. Выставка-прогноз» - первая выставка современного искусства в этом павильоне. И мне кажется, архитектурно здание, как нельзя лучше подходит для маленького музея современного искусства. Мне очень повезло, что я могла войти внутрь в тот момент, когда ещё не закончилась реконструкция. Поэтому удалось изменить входную лестницу, ведущую на второй этаж, сделать её аутентичной, сохранить её оригинальный вид. Была возможность подобрать цвета и материалы, что тоже очень важно.
Как появилась тема и название?
Павильон «Гидрометеорология» построен в 1954 году по образу и подобию действующей метеостанцией. То есть, это был павильон-предсказание погоды. Так что, тему, которую я выбрала, и название выставки «Выставка-прогноз» вполне соответствуют первоначальному назначению. Когда тема была определена, я стала думать, какому прогнозу посвятить выставку. Прогнозу погоды? Прогнозам медицины, педагогики, архитектуры? Любой прогноз может быть отражён в современном искусстве. Современное искусство может говорить о чём угодно. Но мне показалось интересным поговорить о будущем вообще, взять угол шире. И размышляя о том, из чего же состоит прогноз будущего, мне представилось, что любой прогноз складывают три главные составляющие. Это, конечно же, знание, на основе которого мы строим свои предположения. Это предчувствия, которые, безусловно, влияют на прогноз, и, конечно, случай, который всегда может вмешаться.Таким образом, в экспозиции были выделены три зоны, три пространства: «Знание», «Предчувствие» и «Случай».
Как расположились эти три зоны в павильоне?
Сделав выбор, я стала думать, как эти три зоны расположить. Из этого родились те произведения, которые были в результате включены в проект. В зоне «Знание» представлено восемь фильмов – видо-арт на тему будущего в форме интервью. Для экспонирования были построено восемь «капсул», в которых посетитель может посидеть, послушать, посмотреть, вникнуть, почерпнуть знания. Зона «Предчувствие» - это общий зал, где расположено четырнадцать работ художников, в основном, это, конечно же, пространственные инсталляции самого разного толка, от научных до псевдонаучных. Второй этаж весь отдан теме «Случай». Задача была нелёгкой, надо было хорошо подумать, как выразить случай средствами современного искусства? Я пригласила Сергея Касича - известного саунд-художника. Он создал некую программу, которая произвольно выбирает то одну, то другую работу, из представленных десяти, созданных молодыми художниками. И никто, ни эти художники, ни посетители, ни сам Сергей Касич не могут повлиять на то, какое звуковое произведение сейчас выберет программа. Это – чистый случай.
Катя, работа куратора и архитектора шла параллельно?
Безусловно. Например, на верхнем этаже мне не представлялось ничего визуального, это место для звука. Нужно было свести идею «случая» с абсолютно очищенным пространством. То же самое можно сказать и о зоне «Предчувствие», и о зоне «Знание». Каждое пространство тщательно выбиралось. Тут очень важно понимать, что работа куратора и архитектора шла параллельно и одновременно, но в результате идеи слились с пространством павильона в единую тотальную инсталляцию, как мне кажется, очень удачно.