На Трехгорной мануфактуре выставкой «Mid-Century: дизайнерская мебель и абстрактная живопись» открывается галерея «Палисандр». Предметы дизайна и абстрактной живописи середины ХХ века можно увидеть с 8 апреля по 10 мая. О дизайне, интерьерах, живописи и многом другом нам рассказала Алина Ковалёва, владелица и куратор галереи.
Алина, это первая галерея такого рода в Москве?
Нет. В Москве уже есть галереи, занимающихся дизайном. Но даже, если откроется ещё пять подобных галерей, мы все здесь пока еще будем первопроходцами, по сравнению с ситуацией в крупных городах мира… Идея галереи родилась сама собой. После окончание Суриковки я уехала учиться в Париж, там познакомилась с людьми, которые занимаются дизайном. Тема эта меня очень заинтересовала, и с тех пор не перестаёт волновать. Конечно, раньше было трудно представить, что дизайн mid-century будет здесь востребован. Но время показало, что даже в отсутствие традиций восприятия винтажной мебели как украшения интерьера, люди активно приобщаются к этому. Вещи, например, mid-century стали активно использоваться декораторами.
Как будете строить свою работу?
Мы хотим сочетать коммерческую и культуртрегерскую деятельность: тематические выставки дизайна(точно могу сказать, что мы покажем современных русских дизайнеров. Конечно, их не слишком много, но именно поэтому их надо продвигать), сборные выставки больших советских абстракционистов: Бориса Турецкого, Лидии Мастерковой, абстрактного Владимира Яковлева и других. Помимо выставок и продаж предметов мебели и живописи, галерея планирует проводить с привлечением авторитетных профессионалов лекции, мастер-классы, круглые столы для любителей дизайна и искусства.
Как формировалась коллекция?
Точно также, как у всякого коллекционера. Мне интересен период mid-century, и я покупала хорошие вещи. Как и во всякой коллекции есть и предметы на продажу. Коллекционирование – это, своего рода охота. Тут и галереи, и дилеры, и рынки, и аукционы… У многих аукционных домов есть департаменты дизайна. Что-то покупаем на больших аукционах, что-то находим на маленьких, в том числе европейских региональных.
В какой стране существует самый большой интерес к коллекционному дизайну?
Считается, что самое большое количество коллекционного дизайна в Америке. В Европе надо, пожалуй, выделить Данию, где к дизайну особое отношение, его любят и потребляют. Тамон часть национальной концепции счастья - хюгге. Вообще все скандинавы трепетно относятся к дизайну, знают и почитают своих мастеров.
Алина, ваш личный выбор?
Всё очень специфично: итальянский дизайн, например, сильно отличается от скандинавского. Мне нравится и тот, и другой. Конечно люблю Джо Понти, «дедушку итальянского дизайна», мечтаю иметь знаковые предметы Карло Моллино. Из скандинавов люблю вещи Поула Кьярхолма. Среди американцев - пожалуй, Эванс, Накашима. Интересен также и дизайн семидесятых-восьмидесятых, который сегодня в тренде. Считаю, например, Этторе Соттсасса просто великим.
Помещение галереи?
Для галереи мы выбрали один из цехов Трехгорной мануфактуры, с большими окнами, стенами из красного кирпича - постройки XIX века. Авторами нашего проекта реконструкции стало архитектурное бюро Wowhaus, с которым плотно работали. Мы хотели «поженить» классическое индустриальное пространство Трёхгорки со стилистикой 1960-х, отвечающей специфике «Палисандра». Архитектурный проект получился простым и элегантным, эргономичным и комфортным. Все мои задумки воплотились.
Главная идея галереи - симбиоз дизайна и живописи?
Да, кроме дизайна, мы будем специализироваться на абстракции. Абстрактная живопись выступает здесь необходимым дополнением. 1950-е - время расцвета абстракции, выразительной, спонтанной. В Нью-Йорке это - Поллок, де Кунинг, Ротко, в Париже – Сулаж, Де Сталь, Поляков, Виейра Да Силва. Вместе с первыми именами, часто бок о бок были талантливейшие другие мастера. Сегодняшний повышенный интерес к ним выражается ростом аукционных цен и вниманием известных галерей. Такой будет и наша специализация.
Алина, за что любите midcentury?
За всё: за палитру, форму, линии, не обязательно скруглённые, в датском дизайне они часто прямые, например, за комфорт люблю. Кстати, у американского дизайна этого периода и у скандинавского больше схожестей, чем различий. Правда, скандинавы очень любили дерево, натуральные материалы, американцы же использовали много металла, стекловолокна. А итальянский дизайн - он другой, с чертами южного что ли темперамента (смеется).
А восточно-европейский дизайн?
Надо сказать, что он был совсем массовым. Помню чехословацкий гарнитур моей бабушки, румынские стенки… Промышленность развивалась, была потребность наполнить малогабаритные квартиры мебелью. Но восточно-европейский дизайн ориентировался на западный, так что, в целом – похоже, согласитесь.
Алина, кто ваши покупатели?
Чтобы полюбить коллекционный дизайн и винтаж, у потребителя должна быть насмотренность, информированность, общий культурный багаж. Мы рассчитываем как на прямых интересантов, так и на декораторов-архитекторов. Декоратор играет определённую роль и часто способен хорошо повлиять на своего заказчика. Бывает и наоборот: клиент сам знает, что ему нужно. Вообще, интерьер с яркими предметами дизайна и хорошей живописью выглядит более человеческим.
Алина, что есть копия и оригинал в дизайне?
При определенном качестве грань размывается. Есть прототипы. Есть вещи серийные, но которые ценятся не меньше.Например, мебель Пруве, классика модернизма. Предполагалось её делать из недорогих материалов, доступной. Теперь доступность очень относительна… Дизайнерские образцы придают интерьеру высококлассность. Как можно измерить деньгами эффект, который эта вещь производит?
Алина, что предпочитаете в интерьере, единообразие или эклектику?
Эклектику. Это самый применимый к жизни стиль в интерьере. Было бы скучно заполнить дом стилистически едино. На мой взгляд, классическая лепнинаи паркет «елочкой» османовских домов одинаково хорошо сочетаются и со скандинавским дизайном середины века, и с радикальными предметами Мемфис 80-х.…