О том, как красивый интерьер помогает переживать тяготы повседневной жизни, рассказывает Виктория Кручинина,профессионал из первой плеяды русских декораторов, основательница собственного архитектурно-дизайнерского бюро, участница первых выпусков передачи «Квартирный вопрос» и дизайнер всех интерьеров проекта «Фабрика Звезд», основательница и хозяйка знаменитой в нулевые сети московских магазинов подарков и предметов интерьера «Брюссельские штучки».
Виктория, зачем нам нужен нарядный и красивый интерьер? Зачем это делать?
Конечно, интерьер — это, в первую очередь, функциональность, но не только. В последнее время жизнь наша, как показывает практика, проходит в сплошных депрессиях и суете. Не могу сказать, что люди нынче пребывают в благости и счастье, всем сегодня не слишком сладко. Чтобы хоть немного преодолеть кризис и дискомфорт настоящих времен, нам, дизайнерам, тоже приходится думать, что делать. Это вполне логично, потому как дизайнеры — врачи нашего дома, говорю я с уверенностью, так как по первому образованию я — врач-невропатолог. Если же интерьер как организм человека, то его основой, скелетом является конструкция, архитектура. Но кроме скелета у человека есть и органы, и кровь, и кожа, и волосы, так что помимо архитектуры каждому интерьеру, чтобы он жил и был здоров, необходим декор. Конечно, важно углубиться в логистику, выверить каждый сантиметр. Важно сделать акцент на эко материалах. Важно сосредоточиться на стилевых эффектах. Это всё необходимо.
Но если сузить тему и говорить о внутреннем наполнении дома, немаловажным станет присутствие в домашнем пространстве совершенных, красивых предметов, что исторически предопределено: икебана — у японцев, фарфор — у китайцев, красный угол с иконами — у славян, ну и так далее. Функция без красоты невозможна, так же как и человек без духовного наполнения, красивых мыслей и чувств.
Виктория, существуют ли определённые дизайнерские приёмы?
Всё очень индивидуально. Я, прежде всего, изучаю анамнез заказчика, что называется, для установления диагноза. Изучаю историю его жизни, предметы, вещи, фотографии, оставшиеся от предков. Немаловажную роль играет в анамнезе и хобби человека. То есть, как бы это не высокопарно звучало, на первоначальном этапе ты обязан слиться с образом заказчика. Приведу лишь несколько примеров. Первый вариант: заказчик — мужчина, ведущий здоровый образ жизни, увлечён спортом, почти профессионал. В таком случае, необходимо в его интерьере найти место его спортивному инвентарю, тренажёрам, кубкам и т. д. Такое помещение с хорошим светом, музыкой, фактурами должно быть не просто частью дома, но важным местом, где человеку будет спокойно, где он будет чувствовать радость, потому что оно созвучно его эстетике. Второй вариант: заказчик — женщина. В таком случае, я часто начинаю со спальни или ванной комнаты.
Находим, например, для ванной какой-то удивительный шкафчик-трюмо, где заказчица хранит свои безделушки, зеркала разной формы (можно составить невероятную композицию из двух-трёх зеркал), аксессуары. И тогда, в своей личной ванной, эта деловая бизнес-леди вдруг превращается в барышню! Кроме таких маленьких приёмов, существуют и так называемые, большие приёмы — искусство, классическое, современное, фотографии. Когда в доме красиво, мы тратим меньше сил на противоборство с внешними проблемами. Мы как будто усиливаем себя, а дом становится нашей главной опорой в преодолении невзгод. Важно найти свою «формулу» красоты, которая приведет к радости и успокоению.
Вы что предпочитаете?
Я лично, люблю, чтобы в доме было много солнца и воздуха, поэтому я максимально открываю все источники света, поэтому у меня много отражающих зеркал и минимум текстиля. И это — моя красота. Но красота для кого-то другого может, наоборот, заключаться, в закрытом пространстве, уюте, «норкости». Такое тоже может быть. Сегодня пришло время думать, что называется, о поддержании своей радости. И это главная задача на мой взгляд.
Виктория, вы много работаете с искусством в интерьере, декоратор может предлагать свои предметы или должен вводить в интерьер исключительно коллекцию заказчика?
Здесь существует очень тонкая грань. Я думаю, что декоратор должен предлагать свои варианты, потому как это есть его профессиональная обязанность. Это как вы приходите в ресторан и заказываете борщ. Но шеф-повар, профессионал, проработавший в ресторане 20 лет, предлагает вам вместо борща свекольник, потому что сейчас жарко, сейчас лето. Так работает и декоратор, он должен чувствовать, что заказчику будет более актуально в данный момент. Моя задача как декоратора, угадать, что человеку будет близко, что будет его греть, что будет поддерживать.
Трудно ли быть дизайнером, декоратором, женщиной полностью погружённой в профессию?
Любая работа требует погружения в профессию. Если хорошо и правильно работать, очень трудно отключиться от работы и дома: кризис, гонка за выживание, такие проблемы сегодня существуют не только в России, но во всем мире. Именно поэтому и моя основная задача, как профессионала, научиться находить предметы, позволяющие человеку переключаться. Я, как декоратор, люблю праздники, в том числе и праздник 8 марта. Потому что это повод как-то всё-таки вырваться из повседневности, обыденности. Праздники для того и существуют, чтобы подключаться к другой энергетике. Это, конечно, банально, но для меня 8 марта — это какие-нибудь красивые цветы. Конечно, существует традиционный букет, горшечные цветы, но я стараюсь всегда найти оригинальную подачу, интересную форму. Главное, что в такой композиции обязательно должно присутствовать ощущения наступающей весны.