Международная конференция, организованная «Группой ЛСР», задающей новые ориентиры в проектировании и формировании жилой среды и сотрудничающей со многими знаменитыми архитекторами, дизайнерами, деятелями искусства, была посвящена вопросам использования передовых технологических достижений в современном искусстве, дизайне, архитектуре, реставрации. О программе конференции, выборе спикеров и важности темы рассказывает автор концепции Алексей Морозов.
Алексей, как родилась идея конференции?
Мы вместе с Андреем Молчановым, генеральным директором «Группы ЛСР», в течение трёх дней в Венеции во время архитектурной биеннале в мае прошлого года обсуждали эту идею. Работа была непростой. Прежде всего нужно было подобрать правильных спикеров. К сожалению, не смог приехать архитектор Марио Ботта, хотя и был заявлен. Врачи на время запретили ему перелёты, а формат видео-чата нам показался не очень корректным. В следующем году, если будет вторая конференция, мы, конечно же, великого архитектора привезём.
Как выбирали докладчиков, почему в основном итальянцы?
Мы специально не концентрировались на Италии. Это получилось само собой. Известные художники, архитекторы, деятели культуры, представители крупных европейских компаний, использующих инновационные технологии в реставрации, обработке мрамора, литейном производстве, то есть большинство спикеров, оказалось именно из Италии.
Вот, например, дизайнер Тобиа Скарпа. Для меня фамилия Скарпа сакральна. Карло Скарпа, отец Тобиа, является моим любимым архитектором. Но и Тобиа Скарпа на данный момент автор многих уже ставших классикой объектов интерьерного дизайна, таких как светильник Biaggio для Flos или диван Bastiano для Knoll. Здесь конечно, однозначно, была личная коннотация.
Алессандро Романини, директора Центра визуальных искусств (Centro Arti Visive di Pietrasanta,Italy) и председателя Научного комитета Фонда Раггианти (Fondazione Ragghianti, Italy), чьи труды посвящены диалогу между искусством и технологией от эпохи Возрождения до наших дней, я знаю лично. Он полгода назад получил назначение и стал председателем Научного комитета Фонда Раггианти. Это очень важная институция; и, вообще, Раггианти очень значимое имя в области искусствоведения, сохранения наследия. Личными друзьями Раггианти были многие гениальные архитекторы, художники, от Ле Корбюзье до Пикассо.
Адольфо Аголини, президент группы компаний Фондериа Мариани (FonderiaMariani) – чемпион в литье. У него отливаются все мировые скульпторы от Джузеппе Пеноне до Фернана Ботеро. Как можно было не пригласить такого человека и не устроить ему встречу с нашими скульпторами, не вовлечь его в дискуссию!
Стефано Коиай проводит практику для американских студентов - скульпторов. У него удивительный стартап - камнеобрабатывающая фабрика, специализирующаяся на производстве современного искусства. Находится это высоко в горах в глухой горной деревушке. Ели кругом, волки на улицы выходят, сам видел. И сюда приезжают студенты из Бостона, Нью-Йорка, чтобы реализовать свои проекты. Известные скульпторы тоже с ним сотрудничают… к примеру Тони Крегг там работает.
Пьетро Веккио (Рестауроталия/ReRestauroitalioSrl) представляет известнейшую компанию. Они с применением инновационных технологий отреставрировали знаменитую церковь Санто-Стефано-деи-Кавальери в Пизе, спроектированную Джорджо Вазари.
Арон Деметз, замечательный художник, на данный момент реализует глобальные проекты с архитектором Петером Цумтором, с режиссером Вимом Вендерсом. Он сам из деревни сефардов, расположенной в горах Тироля. Там из поколения в поколение занимались резьбой по дереву, изготовлением мебели. В какой-то момент появились скульпторы. А роботы -манипуляторы, позволяющие обрабатывать большие блоки дерева, дали Арону новую возможность для самореализации. Его путь как художника на тему конференции «Художник и машина» абсолютно проецируется!
Фотограф Массимо Витали ещё до Гурски, сделал все открытия. Его работы находятся в Гуггенхайм-музее, в Центре-Помпиду, во многих других значимых коллекциях. Он - звезда мировой фотографии.
Сначала мы хотели ещё привлечь и производителей роботов. Есть компании, которые выпускают непосредственно манипуляторы, руки. Если мы говорим, о так называемых антропоморфных манипуляторах, - это немецкая компания KUKA Roboter, японская FANUC, шведская ABB. А если мы говорим о готовом продукте, об интегрированном роботе, который выполняет необходимые задачи в области искусства, то - это в основном итальянские компании. Но в какой-то момент мы поняли, что в три дня, отпущенные на конференцию мы просто не уложимся. И сконцентрировались на спикерах, которые используют собственно машину в искусстве: скульпторы, архитекторы, фотограф, дизайнеры, какие-то государственные институции, заинтересованные в том, чтобы урбанистика развивалась максимально гуманно.
Сейчас в тренде гуманистическая урбанистика, то есть, единственный правильный путь, который ведёт к идеальному городу.
Расскажите ещё немного о технологиях.
В настоящий момент существуют абсолютно прорывные технологии. Мы привезли итальянское агенство «Артемакина», занимающееся сервисом в области художественного производства, и их партнерскую компанию-стартап из Масса-Ломбарда WASP, специализирующуюся на производстве 3D принтеров, они производят аппараты как для миниатюрной печати, так и гигантские. Есть большой принтер, который может, например, печатать модели размером 60см в диаметре и высотой 1м. В принципе, из таких блоков уже можно собрать монументальную скульптуру. Соответственно, у них есть и принтер высотой 18 метров, с которым они проводят эксперименты в области строительства.
Как такой принтер облегчает работу художника, дизайнера, архитектора?
Такой принтер полностью меняет конфигурацию работы. По сути, машина становится ассистентом художника. Скульптор, например, это та профессия, которая подразумевает помощника в мастерской. Без ассистента ты не можешь даже сварить достаточно крупный каркас, ты не можешь очень многого. И, конечно же, каким бы замечательным ни был ассистент, он все равно будет привносить своё видение, своё понимание. И здесь встаёт очень важный вопрос, вопрос самоидентификации: где заканчивается ассистент и начинается художник, и наоборот. Технологии в данном случае помогают сохранить идентичность творца. Если говорить о дизайне, об архитектуре, проблематика примерно та же.
Алексей, чего ожидали от конференции?
В первую очередь, нашествия молодёжи и интереса со стороны профессионалов. Собственно, как ожидали, так и получилось. В первый день конференции аншлаг был такой, что люди стояли в проходах. И публика была свежей, активной, энергичной.
Алексей, заключительный вопрос, что, по-вашему «идеальный город»?
С одной стороны, есть банальное, избитое понятие такое как «комфортная урбанистика». Конечно, мы не можем говорить об идеальном городе в том разрезе, как его видели энциклопедисты 18 века и романтики постренессанса. Архитектурно безупречные: регулярная, радиальная или бионическая планировки не сделают город идеальным. Идеальный город - это совокупность градостроительных решений, общественного вкуса, запроса,сформированного гражданским обществом… Это сложный вопрос. Может быть на «Зиларте» получится.
При низкой плотности населения нашей стране сложно обслуживать современные инфраструктурные проекты и решения… Мне кажется, что российская цивилизация должна опереться именно на машину, на технологии, а не на привлеченную дешёвую рабочую силу. У меня была возможность сравнивать нашего человека с другими европейцами. Я много работал на фабриках, на заводах и здесь и там. Русский человек мало способен к нудному, регулярному труду (непринудительному) изо дня в день, от гудка до гудка. В тоже время русский человек замечательно проявляет себя в труде творческом- в сверхзадаче, в порыве. Нужно высвободить человека для творчества. Искусством человек и должен заниматься. Кибернетика нам в помощь в данном случае.