Музей современной истории Росси показывает впечатляющую инсталляцию «в формате эпохи НЭПа» под названием «Революция. Первый Залп. Иван Владимиров – свидетель непростого времени». Главный герой её, художник Иван Владимиров, и является именно этим «свидетелем непростого времени». Об экспозиции, музее, коллекции и многом другом рассказывает Элеонора Захаржевская, куратор проекта.
Элеонора, в таких непростых интерьерах бывшего Английского клуба, нынешнего Музея современной истории России вы сделали прекрасный проект. Я так понимаю, что «Революция. Первый Залп» стала знаковой выставкой?
Да, это знаковый проект, выставка-визитка, то есть, визитная карточка музея. Проект называется «Революция. Первый Залп». Это момент исторический, первое событие юбилейного революционного года в рамках музея. Как все мы помним, в этом году отмечается столетие и Февральской, и Октябрьской революций. Художник Иван Владимиров немного подзабыт в наше время, и в какой-то мере, стал нашим открытием. Он писал то время период за периодом, начинал с Первой мировой войны и заканчивая сороковыми годами прошлого века (Иван Владимиров умер в 1947 году). Эта выставка не только символическая, но и самая большая, посвящённая Владимирову. В музее собрана хорошая коллекция художника, но мы привлекли и частного коллекционера, потому что «нэповская» живопись в большей своей части находится именно в коллекции Владимира Руги. Конечно, проект сделан в формате инсталляции, но сердцем её является художник Иван Владимиров.
Да, здесь видна сложная декораторская и дизайнерская работа, так?
В наших декорациях, действительно есть и крейсер «Аврора», и матрос, и революционер, есть даже изображение паровоза. Если на него навести камеру, то вы увидите его в объёме, в формате 3D. Это тоже находка. Есть трибуна, сколоченная для митингов, пишущая машинка того революционного времени. Наша находка - керенки, подвешенные к потолку на ниточках... Почему они в воздухе? Потому что, когда в залах появляются зрители, от хождения и движения воздуха, керенки, в прямом смысле, начинают летать, как летали деньги, листовки и проч. в то тревожное время. Здесь имеются также уникальные документы связанные с отречением императора Николая Второго. Много всего.
Пространство экспозиции поделено на зоны?
Да, выставка зонирована. Всё выстроено так, чтобы подготовить зрителя к самому главному событию, которое произошло 100 лет назад. То есть, вначале, инсталляция посвящена эпохе Первой мировой, палитра серая, невзрачная. Предреволюционный период и Февральская революция, - тоже печальные тона. Распутица, развёрстые дороги, перепутья, перекрёстки - сплошные символы! Октябрьская революция и эпоха НЭПа выглядят на этом фоне яркими и пёстрыми, но не без иронии! Художник Иван Владимиров - центр, сердце экспозиции, её основа. Задача проекта - задать эмоциональный вектор на весь начавшийся юбилейный 2017 год. У Владимирова три типажа. Первый типаж – дворянин/дворянка с иконописным дворянским лицом. Второй - разухабистый хлопец с папироской на губе. Третий - разбитная девица в котелке. Все они переходят из одного произведения в другое, что можно проследить.
Сложно было работать над архитектурой проекта?
Трудилась целая группа людей, Мы очень благодарны сотрудникам музея, с которыми мы работали не только над креативом, но и над архитектурой, дизайном проекта. Мы были воодушевлены идеей. Выставка, на самом деле, - дань нашему поколению, родившемуся во времена «оттепели», когда революция была в ореоле романтизма. Вот мы и собрали символы, когда-то для нас дорогие. Это очень символическая, очень личная и очень понятная для всех экспозиция!