Пятая, заключительная выставка в рамках конкурсного проекта «ВЗЛЕТ» в самолете Як-42 на ВДНХ носит название «Квартет на конец Времени». Эта визуально-звуковая импровизация на тему одноименного произведения Оливье Мессиана создана художницей Еленой Скрипкиной и кураторм Ольгой Шишко.
Ольга, традиционный вопрос, почему выбор пал на Лену?
В проекте участвовало около 70-ти заявок, Лена же мне понравилась сразу, она одновременно занимается и кино, и философией, и изобразительным искусством, и музыкой.(Справка: Елена Скрипкина окончила ПГПУ В.Г. Белинского, историко-филологический факультет (2010), Аcademy of Dramatic arts in Stockholm (2011), Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова по специальности «Режиссер неигрового кино» (2013), магистратуру СФИ по специальности «Религиоведение». Она - автор игровых и документальных фильмов, а также фото- и видеоинсталляций). Такая междисциплинарность меня очень привлекает в художниках. Мне кажется, что это и есть новое понимание пути искусства, понимание того, куда может пойти визуальность.
Проект был специально сочинён и создан для этого самолёта. До нашего проекта к самолёту относились исключительно как к выставочному пространству. Здесь же получилось абсолютно законченное высказывание.
Тема?
Мы выбирали художника, но мы не выбирали художника с конкретным проектом. Было понятно, что проект будет дорабатываться и может кардинально измениться. Лена представила визуально-звуковую импровизацию на тему одноименного произведения Оливье Мессиана (1908–1992), культового французского композитора, музыковеда, орнитолога. «Квартет на конец Времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1940–1941)был написан Мессианом в концентрационном лагере и впервые исполнен в «образцовом» гетто Терезине, 15 января 1941 года, перед военнопленными. Оливье Мессиан, вдохновлённой книгой Апокалипсиса, перекладывает текст на музыку, а Лена создаёт бесконечную визуальную поэму и музыкальную импровизацию. Заточение, ксенофобия и свобода одновременно - вот главные темы проекта. Самолёт как площадка презентации, в данном случае, оказался очень уместен.
Как работали с пространством?
Инсталляция, как я уже говорила, специально создана для самолёта. В том виде, в котором она сейчас существует в ЯКе, она нигде не будет существовать. Она может быть переработана, получить другое звучание, но именно в ЯКе она оживает...
Образ птицы – лейтмотив всей выставки. Лена предлагает удлинённую прогулку по этому самолёту-птице. Сюда включено множество медотативных историй. Вы ходите внутре самолёта в попытке разгадать некую загадку, спрятанную в нём. Вы можете запустить метрономы, можете открыть секретики, спрятанные в иллюминаторах самолёта. В рубке пилота вы можете послушать все четыре части квартета Мессиана. Вы также можете посмотреть экспозицию через цветные стёкла, придать ей иное звучание, увидеть «видимый звук» Оливье Мессиана, который видел цвет каждого звука ещё со времен голодных галлюцинаций концлагеря...
Центральными образами инсталляции стали птицы — демиурги музыки Мессиана. Отдельная история связана с Франциском Ассизским, проповедающим птицам. Есть скульптурные объекты-птицы на проволоке. Проволока является одним из лейтмотивов экспозиции. Есть гнёзда, есть вертящиеся фотографии, похожие на иллюминаторы. Объектов здесь невозможно много. Всё сплетено в единое целое, звучит вместе. Всё едино и очень завлекающе.
Оля, жаль расставаться с таким проектом, да?
Мы продумываем новый проект в Венеции на предстоящей биеннале современного искусства. Проект будет посвящён теме путешествий, путешествий внутренних и внешних. Из молодых художниц, я подумываю, включить в проект Лену. В Венеции не будет самолёта, будет совершенно другое пространство и другая игра. То есть, та же тема, те же ноты зазвучат по новому, с иными интерпретациями.