Шедевры искусства Африки и Океании из коллекции Вивьен Жютто, графини де Витт, будут представлены на аукционе в Париже 14 декабря. Москвичи их уже увидели. О коллекции, коллекционерах, искусстве и истории, любезно согласилась рассказать нашим читателям Маргерит де Сабран, глава отдела искусства Африки и Океании аукционного дома Sotheby’s.
Маргерит, что для вас древнее искусство Африки и Океании, как вы себя ощущаете в нём?
Оригинален контекст этих произведений. Для нас, западных людей, африканское искусство является одним из главных импульсов рождения искусства эпохи модерна, это аксиома. Если же обратиться к истории, то в 18 веке, вообще, отрицалось наличие творчества на африканском континенте, культура как таковая. В 19 веке африканская культура уже была признана, но исключительно как культура фетишизма. Таким образом, легко было объяснять европейцам необходимость колонизации дикарской Африки. В 20 веке восприятие африканского искусства радикальным образом изменяется. Уже в начале века, Пикассо, впервые увидавший африканские статуэтки у Дерена, испытал, как он пишет, шок откровения. И теперь, можно до бесконечности сравнивать произведения художников начала 20 века с африканскими масками, статуэтками и проч. В 20 веке появляются и крупные собиратели африканского искусства. Даже Лувр принимает в свое собрание экзотические шедевры, которые теперь волнуют нас не в меньшей степени, чем шедевры европейской живописи.
А как пришла ваша любовь к Африке, её искусству?
Дело в том, что когда я была ещё подростком, целый год прожила в Африке. Этот год полностью изменил всю мою жизнь. В Африке я открыла её культуру, вернее, культуры, потому что их много. И с тех пор, вот уже 30 лет, я посвещаю себя обозначению его важности, его места в общем, мировом контексте, открываю его другим. Так что тема моих исследований всегда была одна. Но сначала карьера моя была совсем академической. Я занималась наукой в рамках Министерства иностранных дел, занималась выставками, каталогами. Но вот уже 13 лет работаю в аукционном доме Sotheby’s, с тех пор, как он открыл свое отделение во Франции. Теперь я стала директором отдела, заведую всеми продажами искусства этого региона во Франции. Это очень крупный рынок, очень исторический рынок продаж.
Маргерит, каково отношение человека 21 века к африканскому искусству?
Нынче очень большое внимание уделяется эстетическому аспекту. В исследованиях появилась новая тенденция. То есть, мы не только рассматриваем эти произведения в целом, но стремимся выявить некую индивидуальность того или иного художника. Ещё одна новая тенденция, которая особенно прослеживается в среде коллекционеров – поиск происхождения произведения, нахождение его роли в оригинальном контексте. То есть, нахождение не просто графического свидетельства, но обозначенной функции.
А что можно говорить о современных художниках в данном контексте?
Современные африканские художники уже больше не работают в традиционной манере, то есть, они, как и вся Африка, находятся в непрперывном контакте с другими странами. Они живут в гигантских мегаполисах по всему миру и практически оторваны от традиционной культуры.
Маргерит, прокомментируйте коллекцию Вивьен Жютто, графини де Витт.
Она потрясающая, очень сильная женщина, она создала несколько коллекций, не ограничилась одной областью. Она собирала и китайские табакерки, и мебель 18 века, и современное искусство, и искусство эпохи модерна, и африканское искусство. Все собрания имеют абсолютно высокую квалификацию. Она умела увидеть и найти. Я ею восхищаюсь. Вивьен Жютто полна энтузиазма и страсти.
Каковы главные слова, которыми вы можете охарактеризовать африканскую коллекцию?
Главное слово – восхищение, которое я испытываю каждый день, когда нахожусь в контакте с этим искусством. Меня восхищает его абстрактное начало, чистота форм, новое понимание концептуализма, его пластический гений. Каждый день я обогащаюсь внутренне, каждый день я узнаю что-то новое, испытываю постоянное восхищение!
Что можно говорить об индивидуальности и иммперсональности африканского искусства?
Все африканские культуры сильно отличаются между собой. Произведения не подписаны, но по каким-то чертам мы можем их атрибутировать. О шедеврах уже всё написано, практически все африканские шедевры давно переместились на Запад. Но постоянные исследование позволяет узнавать всё новое и новое... В Африке художник всегда действовал в рамках канона. Именно по этой причине, можно с первого взгляда узнать любую народность, которую он представляет. Произведение никогда не подписывалось. Африканская цивилизация - цивилизация устной речи. Имена художников изустно передавались из поколения в поколение. В 19 веке, когда в Африке активно началось собирательство, Запад просто не интересовался именами художников. Поэтому мы их и не знаем, и придумываем условные имена... Однако, такая имперсональность не принижает их статус. Художников Африка всегда очень высоко ценили и уважали.
Как вписывается это искусство в интерьер? Что предпочтительнее?
Африканское искусство – искусство абстракции, нефигуративное искусство. Его абсолютная чистота форм, пластичность, и абстрактность, его архитектурное измерение делает африканское искусство стилистически приемлемым и для классики, и для ар деко, (которое его просто обожало), и для всех современных интерьерных стилей. Хорошо вписывются в любой интерьер и маски, и скульптуры, которые были призваны защищать жильё, и проч.,проч.
И последний вопрос, что можете сказать о знаменитом Музее на набережной Бранли, собравшем в своей коллекции образцы первичного искусства народов Африки, Азии, Океании, Америки?
Музей - настоящий шедевр Жана Нувеля, восхитительное архитектурное сооружение, с великолепными современными интерьерами. Это крупнейший музей и для Франции, и для целого мира, музей, который сыграл огромную роль не только в признании африканского искусства, но и в расширении знания об африканском искусстве, об истории Африки, о её наследии.