На ВДНХ, в самолете Як-42, проходит четвертая выставка в рамках конкурсного проекта «ВЗЛЕТ» - «Недоступно для взрослых. Настоящий детский самолет». О ней рассказывают куратор выставки Сергей Чобан и автор инсталляции Анна Козлова.
Прокомментируйте, пожалуйста, Сергей Энверович, новый молодёжный проект, четвёртый по счёту.
Организаторы выставочного проекта попросили меня быть куратором направления «Архитектура». При выборе кандидата, у Ани Козловой, очень талантливого молодого архитектора, оказался самый лучший проект, и я был рад рекомендовать её экспертному совету в качестве будущего автора. Не помню, сколько было в сумме кандидатов, где-то около десяти, но в коротком листе осталось трое: два молодых человека и Анна Козлова. Аня много работала над вариантами. В варианте, который получился, интересно и совершенно по-новому осмысливается пространство самолёта, превращённого в гигантскую арку с серебряным полом. Существующие ограничения – в частности, небольшую высоту внутренних помещений, - Аня использовала очень талантливо, предназначив их только для детей. Я помогал в реализации своими советами, но считаю, что успех является полностью Аниной заслугой. Она сделала из самолёта настоящий архитектурный проект, пространство для детей, где они чувствуют себя и комфортно, и интересно.
Вы не считаете, что возрастной ценз как-то ограничивает возможности?
Не думаю, что до 25 лет творческая личность ещё не способна себя выразить. Михаил Лермонтов погиб в 27 лет, Надя Рушева умерла в 16 лет. Возраст после двадцати является абсолютно сознательным. Я бы даже сказал, что уже после восемнадцати человек способен на многое, в любой области, в том числе архитектурной.
Анна, это первый самостоятельный проект?
Я окончила МАРХИ, затем магистратуру в архитектурной школе МАРШ, работала в бюро SPEEH, сейчас являюсь ведущим архитектором в команде WALL. Сергей Энверович был моим дипломным руководителем. Я занимаюсь архитектурой почти 10 лет, но проект «Недоступно для взрослых. Настоящий детский самолёт» стал первым, сделанным самостоятельно от начала до конца. Он уникален для меня авторской идентичностью.
Как пришли к окончательному решению?
Было много разных интервенций. Последняя идея родилась, буквально, за 10 секунд. Решила отнестись к пространству как архитектор, пришла в самолёт в воскресный день, когда здесь бывает самое большое количество посетителей, села на бортик самолёта и начала наблюдать, как всё работает. Я поняла, что небольшая высота внутренних помещений самолёта не слишком комфортна для проведения выставок для взрослых, что только по центру может нормально пройти взрослый человек. Поэтому и появилась концепция «Настоящего детского самолёта». Восемьдесят процентов посетителей самолёта – дети, и всё им очень интересно: и кабина пилота, и отсутствие кресел, и то, как они падают с бортиков… Чтобы падения были безопасными, я сделала мягкий пол и изменила его уровень.
Общая концепция?
У меня есть целая архитектурная фантазия на этот счёт. Существует такая антиутопия в архитектуре под названием гиперурбанизация. Она предполагает появление зон неконтролируемого развития городских поселений, перегрузку естественного ландшафта. Когда на суше не останется пустого места, когда гигантские мегополисы разрастутся и соединятся, и вся Земля превратится в огромный дом, роль улиц будут играть небольшие проходы внутри этой толщи, то есть, какие-то арки, какие-то коридоры…. Для меня самолёт представляет некий фантом такого города из будущего. Мы видим арочное пространство, очень длинное, узкое и низкое, напряженное по всем трём осям. Грубо говоря, это - макет некоей огромной арки, а дети – «макеты» взрослых. Проект можно воспринимать как улицу, можно воспринимать как арку, он из разряда ассоциативной фантазии. В центре самолёта поместился зеркальный шар, который является и частью образовательной программы, и элементом масштаба, и макетом земного шара, и квестом, одновременно. В процессе игры дети могут его трогать и катать. Дети также могут открывать части пола и видеть внизу фотографии: лес с самолёта, горы с самолёта, реки с самолёта. Экспозиция отвечает нуждам детей. Здесь разрешено делать всё, чего нельзя делать дома: рисовать на стенах, катать этот самый шар, валяться по полу, прыгать, падать, то есть всё, что угодно… Так как выставка нацелена на детей в возрасте от 5 до 10 лет, думаю, это то, что надо!