Галерея «Триумф» показывает выставку Максима Ксуты, известного московского фотографа и отличного художника. «Последовательность состояний» - проект, в который входит живопись, аудиовизуальная инсталляция, фотографии, сделанные Максимом Ксутой в 2016 году. О любви к архитектуре, проблеме создания универсального художественного элемента, взаимодействующего с разными пространствами, о масштабе, интерьере и о многом другом рассказывает нашим читателям Максим. Читайте со вниманием!
Максим, почему у проекта такое название?
Всё очень просто. «Последовательность состояний» - это методика, которая применялась при создании, как живописной инсталляции, так и фоторабот. Последовательность состояния живописного произведения возникает, благодаря динамике цвета в его фрагментах. Этот подход ближе к китайскому свитку, нежели североевропейскому стиллайфу, который обязывает нас подходить все ближе и ближе к нему, таким образом, он раскрывается, демонстрируя еще одно качество — микромир деталей. Изображения на свитках, достигающих более 10 метров в длину, мотивируют поиск великого в масштабном произведении, охватить которое взглядом без должного отхода не представляется возможным. В моей инсталляции каждый отдельный фрагмент — это кадр состояния.
В фотографиях же последовательность - это матрица кадров, выполненных в один день с одной точки, и, в результате, последовательно выложенных друг за другом. В видео - это последовательность видеофрагментов.
Меня всегда интересовала проблематика создания универсального художественного элемента, который может развиваться до бесконечности, взаимодействуя с разными пространствами. Таким элементом в математике, например, является фрактал. В данном проекте носитель фрактала — квадрат. Два, построенных из этих элементов изображения, являются очень приблизительным подобием привычного нам мира, (пространство «леса» и пространство «атмосферы»).
Как выстроена экспозиция?
Экспозицию составляют два совершенно разных пространства, разных по своему медийному характеру. Одна часть выставки - живописная, вторая - медийно-инсталляционная. Пространства объединены общим подходом, тема последовательности, в широком смысле, присутствует в каждой из инсталляций. Например, живописная инсталляция - это последовательное, покадровое развитие центрального элемента, который укладывается в формат холста 1х1 метр, от центра, симметрично к краям.
Фотографии - это последовательные кадры птиц, а именно стрижей, снятых с одной точки в течение дня. Они собраны как «пятнашки» в матрицу. А аудио объект - это последовательность гласных русского языка, которые не повторяются.
Максим, выставка является логическое продолжение твоих предыдущих проектов или отдельный проект?
Выставка является логическим продолжением прошлого проекта «Topsy-Turvy», но с одним большим но... Я попытался выйти из комфортного для меня пространства современных медиа и использовал классические инструменты художника впервые с 1997 года. Мои последние проекты объединяются между собой не логической наративностью их истории, а подходами к освоению пространства, где они демонстрируются.
Максим, все мы знаем, что пространство галереи достаточно сложное, трудное, как тебе работалось с архитектурой, с интерьерами галереи?
Это самая любимая часть работы! Я люблю архитектуру. Поиску гармоничного созвучия моих проектов с выставочными пространствами всегда уделяю большое внимание, что вполне естественно для мира современного искусства. В последнее время, я пытаюсь перевести свои проекты в формат site-specific installation, то есть, специально для предложенного пространства. Я совсем, то есть совершенно, не могу себе представить классическую вернисажную развеску. Это не интересно. Как правило, я вычерчиваю экспозицию выставки, получаю 3D модель помещения, затем начинаю добавлять, урезать, комбинировать как элементы проекта, так и фрагменты архитектуры.
И как всё в окончательно вписалось в пространство, в галерейный интерьер?
Всё было сделано строго по чертежам, учитывался каждый сантиметр и, в результате, вписалось, что называется, как влитое. Я очень негативно отношусь к перегруженным экспозициям, считаю, что не стоит бояться оставлять паузы, то есть, пустые места. Зритель не должен «переутомляться», а работы только многократно выигрывают, пребывая в скромном одиночестве.
После каждого проекта художник приходит к каким-то выводам, это так?
Я сделал два очень конкретных вывода, когда создавал этот проект.
Первое: масштаб произведения может быть зависим от масштаба пространства, в котором это произведение создается. Мне стало катастрофически не хватать места. Место, в котором ты работаешь, должно быть твоЁ, а не папы, брата, друзей и т.д.
Второе: нужно иметь стопроцентное доверие к материалам, с которыми ты работаешь. Качество же предоставляемых материалов на отечественном рынке, ужасно низкое. Холсты, подрамники, краски лаки – всё очень плохого качества. Есть некоторые позитивные подвижки, появление, скажем, сети «Красный карандаш», где уже можно встретить копаловый лак! Но в масштабе большого города - это крохи…