О Париже, французском доме, вечных ценностях, и разумеется, о собственном отце, великом французском художнике графе Ги де Монлоре, рассказывает его сын Жорж де Вилларди маркиз де Монлор.
Жорж, только что во Французском институте (InstitutFrançais, ул. Воронцово поле, 16, стр.1) открылась прекрасная, знаковая выставка Ги де Монлора, это первая выставка художника в Москве?
Нет, эта выставка – один из этапов «передвижной» выставки картин Ги де Монлора, организованной Пермской государственной художественной галереей в четырех городах России. Первая состоялась в Перми в октябре 2015 года. Затем выставка переехала в Челябинск (март 2016), Екатеринбург (апрель 2016) и в Москву, в июле она была показана в Галерее на Каширке.
Что можно говорить о теме?
Общая тематика выставки картин Ги де Монлора - война; это 22 полотна, большинство из которых отражают взгляд художника на события войны. Монлор был солдатом, героем Второй мировой войны, и его искусство находилось под сильнейшим влиянием того, что он пережил в эти годы: шум и краски взрывов и огня, утрата друзей, зло войны.
Как она выстроена?
Выставка построена в хронологическом порядке. Художественная манера Ги де Монлора претерпевает последовательные изменения: сразу после войны, с 1946 по 1949 год, он работает в стиле кубизма, в 1950-е годы он увлекается абстракционизмом в сочетании с очень тонкими вкраплениями геометрического стиля. С 1955 года линии и объемы ломаются, а полотна и их названия отражают его эмоции, мысли, веру.
Мне очень повезло, что выставка картин моего отца оказалась в России, - благодаря моим друзьям в Перми и Челябинске и их контактам с Пермской государственной художественной галереей. Творчество Ги де Монлора было абсолютно неизвестно в России, но сейчас я вижу, что эти выставки сделали его имя известным по всему миру, а не только в Западной Европе и США, где он хорошо известен.
Творческие ориентиры?
Творческие ориентиры Ги де Монлора – Эжен Делакруа и Василий Кандинский. Мой отец был бы счастлив выставить свои полотна в России, стране, где родился абстракционизм. Кроме того, тема этой выставки – память войны, трансляция ценностей и убеждений художника новым поколениям. Эти ценности, ярко выраженные в его полотнах, воспринимаются еще сильнее именно в России, а выставка картин моего отца может стать здесь мостом между поколениями.
Живопись Ги де Монлора очень энергитическая, сильная, как она «живёт» в интерьерах, не только музейных?
Не все картины моего отца связаны с войной и воплощают жестокие образы того времени. Многие из его полотен во все периоды его творчества показывают гармонию цвета и света, форм и отлично вписываются в любые интерьеры. Примером являются французские дома моих родных, друзей, коллекционеров. Живопись Ги де Монлора давно стала сильной частью как традиционных, так и современных интерьеров, и не только французских.Отец любил дом, во всех смыслах. Он встретил мою мать Аделаиду накануне войны. Ей было 17, а ему 19 лет. Она приехала в Париж изучать французский язык и живопись. Они встретились в Академии искусств и сразу полюбили друг друга. В 1938 году, когда угроза начала войны была очень велика, Аделаида была вынуждена вернуться домой в Соединённые Штаты. Ей пришлось ждать до 1943 года, когда она сумела получить разрешение от американского правительства приехать в Великобританию и, наконец, смогла воссоединить свою судьбу с молодым человеком, сумевшим бежать из оккупированной Франции через Испанию и Португалию. Все эти годы разлуки Ги де Монлор и Аделаида непрерывно переписывались и находили возможность быть на связи даже в самые тяжёлые периоды оккупации Франции немецко-фашистскими войсками. В июле 1943 года мои родители поженились в Великобритании и никогда не расставались больше, вырастили шестерых детей