Бренд-мейкером нового ресторана «Beriozka» в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород», стала Татьяна Антошина, знаменитая московская художница, декоратор, дизайнер. Атмосферу создавали художники: Алексей Тобашов, Прохор Машуков, Роман Машуков, Вера Седачева, Юрий Хоровский. О чудных интерьерах, новом подходе, об искусстве, дизайне, декоре, русской народной культуре и интернациональном постмодернизме рассказывают нашим читателям супруги Татьяна Антошина и Алексей Табашов. Читайте, это интересно, очень!
Таня, Алексей, несколько слов об истории проекта.
С Аней Соколовой, хозяйкой ресторана, мы работаем давно, можно сказать, она, как деловой человек, выросла у нас на глазах. А начиналось наше сотрудничество с конца 90 х, когда мы с минимальным, крошечным бюджетом, сделали небезызвестный ресторанчик «Сырная Дырка». Аня тогда сама придумала название, а многие вещи, я имею в виду предметы и декорирование, мы буквально делали своими руками. На этот раз, надо сказать, Анна Соколова опять проявила немалую смелость, задумав сеть ресторанов с общим названием «Русская Закусочная».
Почему смелость?
Просто сейчас не лучшее время для бизнеса, и многие рестораны закрываются, а мы открываем новые… С другой стороны, на фоне русского псевдопатриотизма взяться за русскую тему вроде, кажется, сомнительным делом. Но, в конце концов, так же как Бог не зависит от политики православной церкви, так же и русская культура по большому счету не принадлежит тем, кто находится у власти. Тем более, если мы говорим о культуре пирогов и расстегаев.
Что хотели заказчики ?
Задача передо мной стояла следующая: сделать дизайн нескольких (на данный момент трех) ресторанов–закусочных, заведений демократичных, но достаточно дорогих и с качественной вкусной едой. Кроме того, мне необходимо было курировать работу графических дизайнеров и дизайнера одежды, а также организацию мероприятий и пр., и эта работа уже называется brand making-ом. Каждый из трех ресторанов, предполагается, должен быть не похож на остальные. Такая работа мне интересна, прежде всего, расширением масштаба, тем, что нужно интегрировать разных людей, различные идеи и задачи. Интересно и как дизайнеру: каждый из предполагаемых объектов находится в своеобразном окружении, в архитектуре определенного стиля и времени: на Лубянке – в здание 19 века по соседству с Фондом Екатерина, на Юго-Западной - в спальном районе, в современном кирпичном доме (у них помещение просторное, и с высокими потолками). Третий находится в Аптекарском Огороде на Проспекте Мира, это именно тот ресторан, который у нас на днях открылся.
Каким ты его себе представляла?
Прежде всего, простым, свежим по образу, оригинальным. На мой взгляд, это вполне возможно в традиционной теме. Русская народная культура богата и разнообразна, начиная от лубочных картинок, городецкой росписи, дымковской игрушки, cкопина и палеха, и заканчивая русским авангардом начала прошлого века. Да, русский авангард сегодня уже можно отнести к традиционной русской культуре.
Это ресторан русской кухни, так что, какие акценты вы сделали, чтобы подчеркнуть специализацию?
Пока что наш бренд в становлении, мы занимались, в основном, дизайном интерьера. Я задумала ювенильное ночное небо на потолке, гипсовые розетки – ореолы лампочек-звезд. Лампочки своими руками покрасила жёлтым, чтобы сделать свет более мягким и теплым. Полы мы практически не меняли, только отчистили и придали им золотистый оттенок при помощи лака. Колонны обшили зеркалами и добавили расписные молдинги. Санузел - драгоценная шкатулка: на стенах зеркала и обои с рисунком малахита. Малахит для меня - очень русский, уральский камень, он вызывает в памяти сказки Бажова и залы Эрмитажа. Под мрамор мы задекорировали лайтбоксы и витрину в баре. Кроме нас с Алексеем в проекте приняла участие практически вся наша Лаборатория Современного Дизайна – её столяр, художники и декораторы, наши друзья и коллеги из смежных специальностей. Монументальную скульптуру Алконоста сваял Юрий Хоровский, настенную композицию из лубка подготовил Прохор Машуков, Вера Седачева расписала русскую печь и детский дом, Роман Машуков - бар, большой холодильник и предметы мебели… В Измайлове по нашим эскизам мастера-матрёшечники сделали для нас прекрасные шторы из разноцветных деревянных шариков и торшеры, в таком же стиле, расписали цветочную этажерку… Алексей вообще заведовал всеми делами – начиная от чертежей и закупок, заканчивая поездками в Измайлово и охотой за подходящими к русскому стилю предметами.
Каким образом ресторан делится на зоны?
Пространство «Берёзки», невелико, поэтому и зонирование простое: по заданию в интерьере есть детский домик, в котором дети смогут заняться играми в свободное время. Кроме того, конечно, есть бар, и, собственно ресторан – пространство, где посетители сидят за столами на диванах и стульях, выпивают и закусывают. Казалось бы, пространство простое и лёгкое, но над ним поработало много народу, в том числе и сама заказчица, которая придумала название. Закусочная называется «Берёзка», но её образ как бы повисает в воздухе - у нас нет берёзки ни в логотипе, ни в интерьере. Зато есть малахит и мрамор, лубок и городецкая роспись, крашеное дерево под лаком, синее и зелёное с золотом, алконост - птица счастья с цветами в руках.
Что можно говорить о стиле?
Я не старалась воспроизвести какой-то конкретный исторический стиль. Это, скорее всего – типичный постмодернизм, в котором используются традиционные образы, но нетрадиционным способом: в виде обоев с фотопечатью или скульптуры из крашеного пластика. Натурального дерева достаточно много в интерьере, но оно – тоже, не совсем в традиционных формах. Натуральный мрамор в отделке соседствует с изображением мрамора на лайтбоксах.
Таня, Алексей, а что можно говорить об актуальном, современном искусстве, которое всегда является частью ваших интерьеров?
Современное искусство в чистом виде тут отсутствует, разве что – скульптура Хоровского. Но оно проявляется в нашей внутренней свободе - мы не ограничиваем себя рамками традиционных материалов, ремесел и проч. Отрадно, что наши заказчики доверяют нам в выборе стилистики. Мы же, в свою очередь, старались сделать ресторан как можно более удобным для посетителей и официантов, сделать так, чтобы интерьер, и вообще, дизайн соответствовал современному и творческому подходу «Русской Закусочной» к традиционной русской кухне, давал возможность проявить ее богатство и разнообразие.