Центр творческих индустрий «Фабрика», знаменитый московский арт-кластер, расположен в зданиях промышленного предприятия, фабрики технических бумаг «Октябрь», работающей и по сей день. Бессменный директор «Фабрики» Ася Филиппова любезно согласилась ответить на наши вопросы и рассказать об искусстве, архитектуре, дизайне и проектах этого замечательного места.
Ася, скажите несколько слов об архитектуре и истории «Фабрики»
Фабрика «Октябрь» существует на этом месте с конца 19 века. До конца 20 века соответственно, она существовала исключительно как промышленная площадка. В начале же 21века, а именно, в 2005 году, мы открыли свой первый выставочный зал, специально приурочив это открытие к 1-й Московской биеннале современного искусства. Это был ее спецпроект, который назывался «NoComment». Затем в этом зале прошло еще несколько выставок совместно с Московским Домом Фотографии, потом были выставки, посвященные 51-й Венецианской биеннале и та самая, знаменательная для меня выставка Валерия Кошлякова, которая называлась «Саркофаг»- одна из редких на тот момент тотальных инсталляций, такой «sitespecific». Выставка Валерия Кошлякова распространилась не только на это выставочное пространство, но и на цех, который располагался на этажом ниже, что и натолкнуломеня на мысль о дальнейшем егоиспользовании под выставки-зал «Оливье».
Я решила, что он и должен стать нашей основной экспозиционной площадкой. Теперь у нас есть еще и малый выставочный зал под названием «Артхаус». Мы постарались сделать его удобным, и более всего подходящим под понятие «белого куба». Там достаточно комфортная небольшая площадь, 140 кв. м, белые стены, ясная конструкция и хорошие пропорции. Именно поэтому зал очень востребован для проведениякак студенческих выставок, так и групповых проектов. Зал простой, понятный, он не требует такого напряжённого диалога с пространством, как это случается в зале «Оливье» и в других наших помещениях.
Но, тем не менее, даже совершенно не оборудованные пространства коридоров, рекреаций и цехов, типа нашего «Цеха отделки», нынче становятся всё более и более востребованными. И я пришла к выводу, что нам, в первую очередь, стоит уделять внимание проектам, которые тесно завязаны с такими пространствами, ведут с ними диалог, и, в результате, получаются,на мой взгляд, всегда более интересными, более свежими. Таким показательным примером стали проекты Виктора Скерсиса, которые он делал для молодёжной биеннале с молодыми художниками. Его проекты «Варвары» и «Облако» на «Фабрике» интересно и точно организовали все эти пространства, показали, что они, эти цеха и коридоры, обладают собственным голосом.
А что можно говорить о стиле фабричных интерьеров?
Раньше нас, конечно, даже люди, которые очень хотели нам польстить, никогда не называли лофтом. Но сейчас, всё чаще и чаще нас называют модным словом «лофт». Я бы определила наши интерьеры термином «индустриальная архитектура», «индустриальные интерьеры» - открытые коммуникации, кирпичные стены, всё совершенно аутентичное…
С каким возрастным цензом предпочитаете работать?
Поскольку мы существуем уже 12 лет, то,как и другие институции, вначале работали в основном с молодыми художникамии продолжаем этим заниматься до сих пор. У нас есть партнёрские отношения с РГГУ, мы проводим очень много дипломных выставок совместно с Британской школой дизайна, у нас выставлялись ученики школы «БАЗА», школы Родченко. Но тем не менее, также и благодаря партнёрству с Еленой Куприной (Е.К.АртБюро), мы пришли к пониманию, что с молодыми художниками сейчас работает огромное количество институций. У молодых есть возможности и грантовые, и выставочные, есть специальная молодёжная биеннале. После же 35 лет, возникает некий провал, gap, всё… Никакого внимания художникам не уделяется, никакой заботы о них никто не проявляет. И это становится для них, с одной стороны, вроде бы, ожидаемым и предсказуемым моментом, а с другой -психологически неожиданно и ново. Художники «среднего» возраста оказались в некотором вакууме. И мы решили, что этот вакуум нужно заполнить. На наш взгляд, в этом возрасте художник уже слегка дистанцируется от знаний, полученных в институте, от теоретического материала, от лекций и семинаров, от авторитета и опыта своих учителей. Он переходит к своим собственным рефлексиям, к выражению своей собственной позиции. Я считаю, что художники, дизайнеры, архитекторы с 35-ти и до 50-ти лет находятся в самом расцвете,хорошо артикулируют именно собственный опыт, собственные переживания и становятся более яркими индивидуальностями, нестандартными личностями. Нам очень интересно работать с этим возрастом. Mid-careerartist называют их по-английски, а у нас, к сожалению, нет даже термина для этого возраста, и нам пока не удалось придумать хорошо звучащий русский термин, аналог. Сейчас мы сосредоточены именно на том, чтобы помогать художникам от 35-ти до 50-ти, в особенности тем, которые к 35-ти годам ещё не успели приобрести звёздный статус, зачастую не востребованы галереями. Потому что есть разные художники: достаточно успешные, вышедшие на уровень известности, и те, которые по каким-то причинам не сумели это сделать. Мы стараемся их найти, им помочь, раскрыть их возможности.
Расскажите о своих программах.
У нас существует множество программ, но есть две большие, касающиеся именно поддержки художников. Это программа «Художник в резиденции», которая создана для художников, приезжающих в Россию из других стран, и программа «Фабричные мастерские»для соотечественников. В «Резиденцию» к нам приезжают художники из-за границы.Мы приглашаем их путем открытого сбора заявок, и, после утверждения, и если «Резиденция» свободна,высылаем им подтверждение участия в программе. С этимписьмом они в большинстве случаев могут получить финансовую поддержку, грант у себя на родине, чтобы приехать сюда, оплатить резиденцию и работать в ней, делать свой проект и в конце его здесь показать.
Вторая программа, «Фабричные мастерские», рассчитана на российских художников и состоит из трёх частей. Одна часть – это бессрочные мастерские для тех художников, с которыми мы уже давно работаем, которые делали персональные проекты на Фабрике- такие, как Хаим Сокол, Виктор Скерсис, Анна Титова, Валерий Чтак, которыйв данный момент у нас работает. Кроме этого есть сессионная часть,она также работает по системе открытых заявок. Победители, у которыхоказались лучшие заявки, получают право работать в мастерской в течение 6-ти месяцев, делать проект, который был заявлен. Они также получают возможность выставки на Фабрике и символический бюджет в 20 тысяч рублей. Те люди, заявки которых оказались очень интересными, но которым не хватило мастерских, получают возможность просто выставки на Фабрике в период подготовки своих проектов первыми победителями.
И есть ещё одна часть у этой программы. Некоторые художники, которые заинтересованы в производстве тиражных серий своих работ, получают возможность бесплатноосвоить печатные технологии в лаборатории Пиранези LAB под руководством Алексея Веселовского, который работает на Фабрике и тоже является партнёром программы, и получить серию.
Мы работаем не только с художниками, я очень люблю работать с дизайнерами, как я уже говорила, у нас были неоднократные проекты с Британской школой дизайна. Наши пространства Актового зала (клуб ШАГИ) и Воркплейс сделаны нами в сотрудничестве с Федором Дубинниковым, который был нашим резидентом на заре своей и нашей деятельности, а сейчас стал широко известен. Мы абсолютно открыты.