В Новом Манеже открылась выставка «Русское Искусство: от Боровиковского до Кабакова. Из собрания Галереи «АВА». Основанная в конце 1980-х годов нью-йоркская галерея «АВА» - одна из лучших профессиональных институций по выявлению и сохранению российского художественного наследия за рубежом. Владельцы галереи – Анатолий и Майя Беккерман, коллекционеры, арт-дилеры, исследователи русского искусства, не только занимаются его продвижением в Соединённых Штатах, но возвращают России шедевры, в первую очередь это касается русского авангарда. Об искусстве, художниках, а также об «искусстве в интерьере» читайте интервью Анатолия и Майи Беккерман.
Майя, Анатолий, первый вопрос: почему у вашей галереи такое название?
Все очень просто, «АБА» или по-английски «АВА» - это Анатолий Беккерман, Арт!
Ваша галерея русского искусства в Нью-Йорке - одна из лучших профессиональных институций, занимающихся продвижением русского искусства в США, как это получается?
Стараемся! Мы живем в Америке более 40 лет, с начала 1975 года. Как только приехали, сразу стали заниматься искусством – сначала американским, потом русским и всегда любили русское искусство. Мы уехали совсем молодыми людьми из СССР, переезжая, не думали, что когда-нибудь вернемся в Россию. Со временем русское искусство стало делом нашей жизни и профессией. Наша коллекция разрослась. То, что мы показываем сейчас в «Новом Манеже», лишь небольшая часть собрания Галереи «АВА». В Москве сейчас экспонируется 90 работ.
Как отбирали произведения?
Два года назад в ГМИИ им. А. С. Пушкина мы показывали нашу личную коллекцию, привозили картины, которые нас окружают дома. Сейчас мы представляем собрание Галереи «АВА», где показываем наиболее яркие произведения известных русских художников «От Боровиковского до Кабакова», большинство из которых ни разу не видели в России, это относительно недавние приобретения Галереи.
Где покупаете произведения для коллекции? У наследников? На аукционах?
По-разному. Мы, например, хорошо знакомы с наследниками Давида Бурлюка, с его правнуком и внуком, и многие вещи этого художника пришли к нам из семьи. Покупали и из семьи Бориса Анисфельда, у внучки, когда она была еще жива. Часть работ приобретали у американских коллекционеров, которые в силу разных причин решают продать, какие-то вещи. Иногда на аукционах. Мы изучаем все возможности, которые существуют на западном рынке. Наш основной интерес представляют произведения русских художников конца XIX – начала XX века.
А 21 век?
Мы не можем объять необъятное. По времени мы остановились на художниках нонконформастах, то есть 60-х – 70-х годах прошлого века. Это самое молодое искусство, которое представлено на выставке. Творчество и идеалы этих художников для нас очень близки, потому что это эпоха, в которую мы жили в России. С работами Олега Целкова, Оскара Рабина, Ильи Кабакова, Эдуарда Штеренберга, Анатолия Зверева мы имеем особую эмоциональную связь.
Профессия коллекционер трудна?
Наша профессия – это галерейный бизнес. Коллекционирование – очень личная история, потому что картины разговаривают с их владельцами по-разному и передают разную энергию. Это как музыка, перенесенная на полотно и дающая ощущение красоты.
Коллекция обновляется?
Да, конечно, коллекция растет. С нашей личной коллекцией мы почти никогда не расстаемся. И наши пристрастия не основываются на рыночной цене произведений. Например, нам очень дорог абстрактный коллаж Анненкова, который не стоит колоссальных денег, но вызывает особые чувства. У нас есть картины Олега Целкова, которые мы очень любим и никогда не отдадим.
Чего больше в приобретениях, инвестиций или личных пристрастий?
Очень часто получается так, что эти понятия пересекаются. Нужно любить и понимать искусство, чтобы в него инвестировать. Без любви ничего не получится. Расчётливая инвестиция – это не для нас. Мы строим свои отношения с искусством эмоционально.
Живопись первоначально предназначена для интерьера, для домашнего, в том числе. Ваше мнение?
Хорошее искусство идет любому интерьеру. Нельзя подбирать картину под диван. Или диван под картину. Мы любим эклектику, разнообразие в вещах. Основной подход - вещь должна давать энергетический заряд и говорить с тобой. Это трудно объяснить, но в нашем доме органично сочетаются картины Константина Коровина и Ивана Пуни, Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, Александра Экстер и Олега Целкова, Александра Тышлера и Оскара Рабина.
А что можно говорить о стиле ваших интерьеров?
Мебель в столовой и гостиной - в стиле ар деко. Произведения искусства, как уже говорилось выше - разных периодов. Наш дом не музей, и в нем не может быть чистого пространства с белыми стенами. Настоящее искусство не испортит ни один интерьер!
Каково, на ваш взгляд, будущее русского искусства?
Есть очень интересные современные русские художники. Но их творчество не входит в нашу профессиональную сферу, хотя мы с большим интересом следим за всеми процессами. Уверены, что интерес к России в целом, всегда увеличивает и интерес и к русскому искусству.