Дмитрий Быков — пионер интерьерного дизайна. В 1993 году он создал архитектурное бюро «ДИА» и верен сегменту частной архитектуры. Все его проекты отличаются стилистической выдержанностью и взвешенностью пропорций.
Вы — выпускник МАрхИ, имеете опыт преподавания. Хотелось бы вернуться в alma mater и передать знания и опыт, которые накопились за время 25-летней архитектурной практики?
Сложный вопрос. Я в МАрхИ преподавал на кафедре ПРОМа вместе с моими бывшими руководителями Александром Алексеевичем Хрусталевым и Евгением Ивановичем Нестеренко. В институте сейчас преподавать сложно из-за низкой оценки профессии архитектора. Хотя профессий, которые имели бы высокий статус и были бы уважаемы нынче в России — единицы. Медицина, педагогика, например, существуют в аналогичном статусе.
Как вернуть уважение к профессии архитектора и восстановить её высокий статус в обществе?
Формально, сделать это очень просто. Надо жестко и строго следить за выполнением всех СНиПов. Как только профессиональное архитектурное сообщество будет готово, что при любом нарушении строительных нормативов, правил или авторских прав, оно станет обращаться в суд, который будет принимать вердикты, статус архитектора в современном обществе изменится.
Сейчас экономика находится в кризисе. Как развиваются архитектурно-дизайнерские бюро в такой ситуации?
В ситуации экономического кризиса и стагнации — это сложно. Заказчики видят, как беспощадно эксплуатируется построенная в советское время инфраструктура фабрик и заводов, как разрушаются города и деревни, в каком состоянии дороги и развязки. Все это говорит о равнодушии или точнее, бессилии архитекторов перед существующими механизмами управления. Поэтому приходится работать, используя «маркетинг по-русски», опираясь исключительно на линые качества.
Профессия архитектора напрямую зависит от мировоззрения архитектора, наличия у него устойчивой жизненной позиции и большой практики. Каждый должен закончить ВУЗ, получить основы профессии, пройти серьезную интернатуру у мастера не менее 5 лет, а то и все 10, а потом создавать свою компанию.
Процесс глобализации нивелирует своеобразие современной архитектуры и дизайна интерьера. Как сохранить своеобразие? Как найти собственный выразительный язык?
Мои учителя прививали и развивали наш понятийный аппарат: художественный образ, средства выразительности, мера, гармония, целостность. Сейчас оценочные суждения плещутся в рамках модно-немодно, брутально-гламурно. Такие суждения не насыщены культурным содержанием, непрофессиональны. Использование такого инструментария — свидетельство размывания основ профессии.
В МАрхИ бытует выражение, что «архитектор может быть дизайнером, а дизайнер архитектором - никогда». Почему, ведь в МАрхи есть соответствующая кафедра?
Дизайн интерьера в России достаточно молод, ему чуть более 20 лет, поэтому налицо - чехарда в определениях и отсутствие четких стандартов в профессии архитектора и дизайнера.
Наше бюро «ДИА» занимается архитектурой интерьера. Архитектор мыслит категориями целого. Его материал — пространство, а не камень, кирпич, бетон. Архитектор формирует пространство, у него особенное чутье и специфическое понимание принципов формообразования. В основе архитектурного решения лежит единая концепция, которая определяет стилистику, а также выбор выразительных средств, строительных и отделочных материалов и всех составляющих проекта.
Какая стилистика характеризует архитектурное бюро «ДИА»?
Сейчас существуют три системы, которые имеют классические признаки стиля: минимализм, хай-тек и деконструктивизм. Мы работаем в консервативном минимализме. Наш российский заказчик не готов жить в правильном, традиционным, чистом минимализме. На это есть причины. В азиатских странах минимализм обусловлен климатическими условиями. Там жарко, нет резких температурных перепадов, столь характерных для нашей зоны. А избыточность красок и форм оправдывает уменьшение этого природного буйства в интерьере. У нас зимой, попробуй, походи в белом интерьере по каменному полу! При долгой зиме и малом количестве солнечных дней холодный мраморный пол, большие плоскости металла и стекла не совсем уместны.. Надо быть большим приверженцем стиля или иметь несколько квартир, чтобы жить в таком пространстве. Поэтому наш минимализм консервативен и смягчен за счет использования дерева и натурального камня.
Какая система ведения архитектурных проектов, на ваш взгляд, идеальна?
Идеально, когда в архитектурной компании есть выстроенный менеджмент. Есть человек, ведущий проект, который осуществляет все коммуникативные функции, в том числе бизнес-процессы, прорабатывает финансовые нюансы, есть архитектор, который занимается творчеством. У нас, к сожалению, такой системы нет. Мы вынуждены заниматься не своим делом, поэтому часто допускаем ошибки, не учитываем какие-либо входящие, что приводит к искажению первоначального проекта или к осложнениям. В одном месте не дорабатываем, в другом — исправляем вместо того, чтобы распределить разные процессы между профессионалами. Бизнес надо отдать бизнесменам, а творчество — архитекторам.