VIII Международный фестиваль актуального искусства «ЛОМ» в городе Екатеринбурге собрал лучших скульпторов и дизайнеров со всего света. Цель фестиваля очень экологическая и актуальная – очищение окружающей среды. Тема фестиваля - «Простейшие формы скульптуры». В главной номинации «Лучшее произведение актуального искусства из металлолома» победил «Колизей» из ржавых танковых гусениц Тани Хэнгстлер, известной московской художницы, живущей в Чикаго и Москве.
Таня, этот Международный арт-фестиваль с таким брутальным названием «ЛОМ» ещё достаточно молод, почему ты приняла в нём участие?
Да, он проходит в Екатеринбурге всего в восьмой раз. Екатеринбург является крупнейшим центром металлопромышленности России, и одна из целей фестиваля (так я думаю) - рациональное использование отходов металлопроизводства, очищение окружающей среды. Что касается моего участия, то тут всё было очень спонтанно. Я получила приглашение и решила воспользоваться случаем - никогда не была на Урале…
Как определилась с темой, материалом?
Крутилось в голове несколько проектов. Но когда я попала на завод «Вторчермет», завод, куда привозят металлический лом, где его принимают, сортируют, спрессовывают, где горы больших и малых форм, где движущиеся краны, переполненные вагоны, скорость, звук, движение, сразу забыла о тех предварительных «заготовках» и погрузилась в «среду». Ведь это немаловажно, находится в адекватной среде, чем бы ты ни занимался! Там формы находят свои концепты и наоборот. Я смотрела и видела будущие работы. Я потеряла контроль от жадности и даже поссорилась с водителем, который отказался везти мою огромную кучу из металлолома на пятитоннике (траке, вмещающем пять тонн груза). «Больше этого не существует».- сказал он. Пришлось снова оформлять пропуск и возвращаться еще несколько раз…
Таня, почему именно «Колизей»?
Я видела его в Риме много раз. Гуляла внутри и вокруг, последний раз - в начале нынешнего лета. Он мне всегда напоминал огромную, уходящую в землю спираль морской раковины. Когда я увидела на заводе ржавые пыльные гусеницы, скрученные в похожие спирали, у меня не возникло сомнения, что они и есть мой будущий Колизей. Потом пришло это слово коллизия, сollision - столкновение, противоречие, конфликт… Лязг танковых гусениц созвучен коллизиям последних сражений на сцене римского Колизея, как танковый ход в исторической памяти. Там же рядом с Екатеринбургом - Нижний Тагил, где находится производство танков и другой военной техники…«Колизей» - это обращение к военной теме, уходящей глубоко в толщу земли, грунта, скальных пород и истории. Мне очень хотелось закрутить гусеницы в спираль, уходящую вглубь земли, в грунт, как в грунт истории. Директор Центрального парка, где проходит фестиваль, генерал-майор Шадрин, танкист, прошедший уже три войны, и его помощник майор Ермек, тоже бывший танкист, показали, как правильно гусеницы разбирать на звенья. Но асфальт дробить на центральной аллее парка, где сейчас стоит «Колизей», не разрешили. Поэтому пришлось его поднять на подиум и несколько изменить «рисунок». В следующий раз обязательно осуществлю свой первоначальный замысел! «Колизей» я посвятила Ги Дебору (Guy Debord), его великому произведению «Общество спектакля» («The Society of the Spectacle»).
Таня, у тебя кроме «Колизея» получилось ещё несколько замечательных проектов, да?
В перерывах, которые, разумеется, были, когда работала над «Колизеем», в ожидании машин, рабочих, пропусков, пока нервничала, сложила «Железный муравейник» из мелких металлических диодов, трубочек, гвоздей. Медитативная такая работа была, успокаивающая, хотя до «муравьиного» совершенства мне далеко. Чёрные панели-лестницы – как метафора…
И ещё один проект получился – «Чёрная Икра», из металлических шариков от подшипников, которых было очень много вокруг - это же и есть уральское «Чёрное Золото», его «Чёрная Икра».
А проект «Подавление недоверия» уже был готов сам по себе, мне лишь оставалось его «присвоить» и дать название. Я сразу обратила внимание на горы одинаковых «шайб» или «таблеток» - это мелкий металлический мусор, спрессованный специальной машиной, «Машиной Власти», как я её назвала. С ними можно придумывать всё, что угодно, например, выстроить эти башни. Я посвятила их любимому художнику Константину Бранкузи, помня его пирамиды, уходящие в бесконечность:)) Кстати, каждая «шайба», теперь - самостоятельная тиражная работа. Тираж - 3000 экземпляров, стоимость варьируется.
Таня, а что будет дальше с твоим «Колизеем»?
«Колизей» останется пока в Центральном парке культуры и отдыха имени Владимира Маяковского. Так постановила дирекция парка, все - бывшие танкисты, повезло! Ведь это правильное место. Ржавые гусеницы в парке - одновременно руины и аттракцион, и вечный запрос на «Хлеб и зрелища», и машина войны, как его движущая сила…