ВДНХ запустила новый проект в области современной культуры «Взлет». Пространство экспозиций - самолет ЯК-42. Направления - искусство, архитектура, видеоарт, фотография, дизайн. Вторая выставка в рамках конкурсного проекта ВЗЛЁТ под названием «Nubis» показывает работы победителя направления «Искусство», 23-летнего Дмитрия Гилена.
Лена, понятно, что экспериментальный самолет Як-42 установленный на ВДНХ в 1981 году (в качестве примера самого ходового пассажирского самолета СССР на тот момент) не случайно использован для открытого конкурса для молодых. Но почему такое ограничение на «Взлет», то есть всего 25 лет?
Честно, говоря – это моя боль. Состязательность этого проекта была бы на порядок выше, если бы, возрастной ценз был хотя бы до 30 лет. Это очень неправильно, потому что, как известно, художник, занимающийся современным искусством, да и архитектурой, видеоартом, фотографией, дизайном более-менее начинает что-то понимать и может адекватно высказаться где-то в районе 27-28 лет, и именно поэтому интересных заявок было не так уж много. Жаль, потому что программа «Взлет» - хороший рычаг по продвижению выбранного автора. Победивший проект полностью оплачивается и проблемы монтажа художника не касаются.
Первоначально было полсотни заявок. Я выбирала только тех авторов, кто работал с пространством самолета. Таких оказалось трое. Дмитрий Гилен среди них — безусловный лидер. Все остальные (как раз возраст и сказался), рассматривали самолет как обычный выставочный зал.
Что ты имеешь в виду, «работать с пространством самолета»?
Вся история «Nubis», то есть «Облака» закольцована. Самолет является важным элементом внутреннего пространства этого произведения. Если бы я выставила такую бетонную инсталляцию где-нибудь в обычном выставочном зале, зритель ничего бы не понял. Художник выстроил свой проект на противопоставлении легкости самолета и тяжести бетонного блока, обозначил точку напряжения между ними. Мне очень понравилась интерпретация Валентина Дьяконова, написавшего в сопроводительном тексте, что бетон – это как бы сцементированное время в самолете. Самолет летит, но ты находишься в том странном состоянии, когда чтобы ты не делал, все равно ты ничего не делаешь, не можешь сказать, остановите самолет, я выйду… Время в самолете превращается в плотный сгусток, и ты в этом пребываешь, и никогда не знаешь, летишь ли ты на самом деле или просто пребываешь в некоем пограничном состоянии …
Мне нравится, что у этой очень простой инсталляции есть несколько уровней восприятия. Первый уровень – эстетический, инсталляция цельная и абсолютно герметичная. Второй вытекает из первого, точнее — этот цельный эффект достигается тем, что художник осмыслено обращается к принципам arte povera и американского минимализма. Дмитрий Гилен помещает, согласно формообразующему принципу arte povera обыденные вещи в иной контекст, что нагружает их иными смыслами. От американского минимализма он берет точность и емкость метафоры. Летящий самолет, плотное время внутри него, которое давит на надувные подушки, на которых ты спишь. Ты же, в свою очередь находишься на небе, на облаках. Всё причудливо перемешивается в сложный клубок смысловых наслоений и интерпретаций. Получился очень герметичный проект, нельзя сказать, что он провоцирует на слишком широкие ассоциации. Но, тем не менее, ассоциации возникают у каждого свои, что тоже очень важно.
Художник Дмитрий Гилен очень хорошо работает с пространством, с воздухом, да?
Да, безусловно. Он, несмотря на молодость - сложившийся художник, живет в Самаре, у него уже было довольно большое количество выставок, которые говорят о профессионализме. Грамотная и точная работа с пространством – это и есть профессионализм. Кстати размер выставочного пространства самолета ЯК-42 составляет чуть более 60 кв. м (19,7 х 3,4 м)!