Изменять пространство, внедрять новые функции – это и есть реновация, процесс не революционный, а эволюционный. Это важно, это - тенденция. Как всё делается, рассказывает архитектор Пётр Толпин, начальник отдела развития и спецпроектов МВО «Манеж», архитектор.
Петр, скажите, пожалуйста, что изменилось в Музее Сидура, известном зрителям с конца 80-х годов прошлого века?
Сегодня мы празднуем двухлетие реновации Музея. Два года назад Объединение «Манеж» завершило его реконструкцию. Музей Сидура стал современным пространством, готовым принять и выставочные проекты разного масштаба, и постоянную экспозицию. Была разработана концепция развития музея, новый фирменный стиль. Сегодня мы открываем библиотеку и коворкинг, а в будущем есть план реконструировать сквер перед музеем, и установить в нем скульптуру Вадима Сидура, также добавится пространство эксплуатируемой кровли, где будут проходить концерты, мастер-классы и т. д.
Кто занимался реновацией музея?
Около трех лет назад Объединение «Манеж» приняло решение развивать музеи эволюционно, а не революционно, то есть планомерно, внедряя новые функции, изменяя пространство. Тогда внутри Объединения «Манеж» появился отдел развития и спецпроектов, в который входят архитекторы, графические дизайнеры, маркетологи, выставочный отдел и другие. То есть, у «Манежа» появился инструмент создания продукта от идеи до его реализации. Так что, всё здесь реализовано без привлечения специалистов со стороны. Я по образованию архитектор, так что, непосредственно принимал участие в проекте. Здание Музея – основательная кирпичная постройка, спроектированная в 1980-е годы. Когда-то в нем был цветочный магазин. Впоследствии, в 1987 два этажа здания превратили в музей.
Мы открыли слуховые окна, которые были спроектированы, но долгое время были заложены. Мы привели в порядок водоснабжение и теплоснабжение, освещение, охранную сигнализацию. То есть выполнили полный спектр работ, для того, чтобы музей отвечал современным стандартам.
В данном случае, важно, прежде всего, что это Музей Сидура, и он должен наиболее выигрышно представлять работы скульптора. Архитектура способствовала тому, чтобы в неё не вносились серьёзные изменения, мы просто подчеркнули ее достоинства.
Палитра? Стиль?
Это стандартная история. Искусству нужен правильный фон – отсюда ч/б. Архитектура музея и так довольно сложная, нам не хотелось каким-то образом спорить со зданием.
Я бы не стал употреблять термины из истории архитектуры и стилей. Мы просто говорим о современном пространстве, тем более выставочном, музейном, готовом для экспонирования искусства.
Главная задача?
Нашей задачей была подготовка музея к приёму не только постоянной экспозиции, но и к временным выставочным проектам. Постоянная экспозиция расположилась на первом этаже, на втором этаже – пространство временных выставок. Сейчас там представлена выставка «Война и мир Вадима Сидура», которая будет путешествовать по миру – в сентябре этот проект едет на гастроли: Франция, Люксембург, Китай и так далее. Так что, конструкции, созданные для экспонирования произведений, являются не просто элементами дизайна, а трансформируемыми модулями, которые возможно установить в любом пространстве, даже не подготовленном для музейных экспозиций. Их разработка была непростой задачей, так как мы не знаем точно, какие интерьеры будут предложены для этого выставочного проекта в разных странах.
Как скульптура меняет пространство интерьера?
Она притягивает внимание, становится центром композиции. Скульптура – вещь сильная, самодостаточная и имеет очень большое влияние не только на пространство, но и на человека, который погружен в него. Объём может меняться с помощью света, тени, цвета – получается другая сценография.
Какие темы и техники присутствуют в экспозиции?
На выставке представлено 40 работ Вадима Сидура, плюс – мультимедийные материалы, три темы: «Война», «Мир», «Покаяние и искупление». Техники, в которых выполнены работы: линогравюра, скульптура и керамика. Сидур, будучи художником нон-конформистом, не имел доступа к настоящим производствам, позволяющим правильно отливать скульптуру, поэтому искал и использовал простейшие технические средства и дешевые материалы: алюминий, сталь и т. д. Есть и направление «гроб-арт», представленное скульптурами, сделанными из технических материалов, найденных «на помойке» – это арматура, детали автомобилей, трубы и т. д.
Важно сказать, что в музее, и на фасаде, и в интерьере, фигурирует название «МВО «Манеж». Это сделано не случайно, потому что мы считаем, что самое важное – это бренд Объединения. «Манеж» выступает гарантом качества. Все семь площадок Объединения имеют свой стиль и свой вектор развития. Направление Музея Сидура – популяризация творчества художника, потому что город хочет видеть именно коллекцию Вадима Сидура. Однако музей находится на периферии, и для локальной среды важны также вневыставочные функции. Именно поэтому, у нас открывается библиотека с коворкингом, поэтому мы проводим большую просветительскую и лекционную программу.