Об Иране мы знаем немного. Также мало – о Тегеране. Как архитектура формирует поведение людей, образ и стиль жизни, насколько город может быть не равен и не дружествен человеку и, наоборот – об этом интервью с Натальей Нусиновой, искусствоведом, куратором выставки «EXTENSION.IR: Тегеран. Столица заглавными буквами», которая идет в галерее «Триумф».
Наталья, первый вопрос, как сделали выбор?
Иран сейчас вообще находится в поле повышенного внимания, там происходит много важного в разных областях, в том числе художественной. Кроме того есть очевидные параллели с российской ситуацией: они, как и мы, одновременно находятся внутри мирового художественного процесса — и переживают национально-тоталитарный прессинг. То, как они с этим справляются, их опыт сопротивления и поиск самоидентификации не могут не быть нам интересны. Я последние годы внимательно следила за выставками иранских художников, которые проходили в Европе и Америке. Мне было понятно, что не стоит делать попыток представить национальный характер или какую-то определенную школу — Иран очень неоднороден. В том числе в интересующем меня политическом искусстве много откровенно декларативного и спекулятивного, поэтому я искала и выбирала достаточно долго. Ну и, как мы все понимаем, необходима эмоциональная связь с работами художников, которых собираешься выставлять, то есть выбор всегда, в конечном счете, субъективен. В результате участниками выставки стали одиннадцать художников, в основном живущих в Тегеране, и темой выставки стал город. Отношения с городом — почти неизбежная составляющая работы социально или политически ориентированных художников.
Очень важным для меня было сотрудничество с вторым куратором выставки, Хомаюном Аскари Сиризи, все работы для экспозиции мы собирали вместе. Мы привезли произведения художников Мехди Абдолкарими (Mehdi Abdolkarimi), Муштаба Амини (Mojtaba Amini), Мехране Аташи (Mehraneh Atashi), Назгол Ансаринья (Nazgol Ansarinia), Мужган Бахтиари (Mojgun Bakhtiary), Мохаммад Газали (Mohammad Ghazali), Араш Ханаи (Arash Hanaei), Саханд Хесамиан (Sahand Hesamiyan), Таране Хемами (Taraneh Hemami), Хамед Хосрави ( Hamed Khosravi), Пейман Шафизаде (Peyman Shafieezadeh). Все это молодые, но уже известные художники. А Назгол Ансаринья и вообще звезда, и мы счастливы, что получили ее работу.
Наталья, а почему такое название, в этом есть даже некий архитектурный акцент?
«Extension.ir» представляет художников одного поколения, так называемых «рожденных в 1980-е», то есть после революции 1979 года. Что соответствует их собственному представлению о себе — они ощущают себя первым пост-революционным поколением. По крайней мере, на наш, все же достаточно посторонний, взгляд.
Работы, вошедшие в «Extension.ir», связаны с жизнью Тегерана, утратой им исторического облика, осмыслением роли памятников, изменением экологических условий, увеличением присутствия того, что нынешняя иранская власть называет национальной культурой.
Работы различны не только по жанрам, но и по технике — фотографии, живопись, объекты, инсталляции, видео.
Наташа, на примере этого проекта можно говорить о том, как архитектура формирует поведение людей? Образ жизни?
Не только архитектура, но город в целом, его образ и стиль жизни, то насколько этот город не равен и не дружествен человеку. Вот, например, в Тегеране все главные площади и улицы названы именами героев ирано-иракской войны, возведенных в ранг мучеников. Это знакомая нам по советской Москве ситуация, и мы знаем, какое ощущение города она создает. Отдельно важная для Тегерана тема — закрытость частной жизни и отсутствие общественных пространств.
У участвующего в выставке архитектора и художника, сейчас живущего в Амстердаме Хамеда Хосрави, есть книга, посвященная этой теме — «Тегеран с закрытыми стенами». Жизнь, скрытая за стенами квартир, вынужденное одиночество, так или иначе, являются темами многих иранских художников, режиссеров и писателей. На «Extension.ir» Хосрави представляет проект о Тегеране будущего — городе, в котором есть открытые публичные пространства.