Объекты, скульптуры и блюда Галины Дулькиной украшают большие дома и большие квартиры, они крупные, интерьерные. Сейчас её работы находятся в собраниях таких известных коллекционеров, как Александра Каплана, Марина и Борис Молчанов, Борис Фридман, Павел Теплухин, Морис Баруш, Наталия Опалева. Персональная выставка Галины Дулькиной «Начни сначала» проходит в Еврейском музее и центре толерантности. О дизайне и искусстве, о русском авангарде и фарфоре – интервью Галины Дулькиной.
Галина, сколько произведений представлено на вашей выставке «Начни сначала» в Еврейском музее и центре толерантности?
На выставке чуть более 40 произведений, созданных за последние 12 лет. В основном фарфор, но есть еще несколько коллажей, выполненных в смешанной технике: картон, краски, газеты, цветная бумага.
От чего отталкиваетесь?
Я отталкиваюсь от русского авангарда, от Казимира Малевича, но так, как я это вижу. Мне близки и супрематисты, и Александр Архипенко, и Константин Бранкузи, и Жорж Брак, и Александра Экстер. Я, наверное, создаю постсупрематическую фарфоровую скульптуру, ведь сами супрематисты не делали скульптуру в фарфоре, может быть, просто не успели. Конечно, есть чернильница Родченко или Архитектон Малевича, но можно ли считать эти произведения фарфоровыми скульптурами – решать искусствоведам. Мне ближе без «измов»: фарфор Галины Дулькиной.
Расскажите, где находятся ваши объекты, в каких интерьерах?
Во все времена – от курфюста Августа Сильного (владелец замка в Мейсене, где был получен первый европейский фарфор) – до наших дней авторский художественный фарфор приобретают только просвещенные, состоявшиеся и состоятельные люди. Таких людей всегда мало. Мои объекты, скульптуры и блюда украшают преимущественно дома и большие квартиры, они крупные, интерьерные. Сейчас работы находятся в собраниях Александра Каплана, Марины и Бориса Молчановых, Бориса Фридмана, Павла Теплухина, Мориса Баруша, Наталии Опалевой... На камине - скульптура Ханы Орловой и мой «Меломан». На стене - блюдо Владимира Немухина и мой «Контрабас». С такими соседями моим работам уютно!
А в экстерьере есть, в городе, в парке?
Несколько авторских вариантов моих Футляров для Мезузы прикреплены к дверям коттеджей. Заказ на Футляр был сформулирован примерно так: авангардный Футляр «под Малевича», с росписью, навеянной арт деко. Делала три месяца. Удостоилась похвалы Мориса Баруша, Морис был владельцем выдающегося собрания русского искусства, в частности фарфора. Его похвала дорогого стоит. Мне кажется, что объект «Казимир» – это завершенный памятный знак Малевичу… 5. Какие темы у вас в работах затронуты? Если говорить о выставочной экспозиции, то первая тема – это «Музыканты», таких скульптур на выставке восемь. Вторая тема – «Русский рок»: блюда «Слушаю Юру музыканта» и «Рокер», коллажи «Что такое осень» и «Рок города Питера». Третья тема – «Клоуны», их здесь два. Есть и космические объекты, они мне очень дороги, удалось решить несколько формальных задач.
Технология сложная?
Да, очень. Фарфор - сложный материал. Технология древняя, мало изменившаяся за последние 250 лет, затратная. Она требует от тебя выучки, таланта и скульптора, и живописца одновременно. Не случайно, что скульпторов-фарфористов очень мало. Кроме завершенной формы из фарфоровой массы, которую нужно создать, необходимо верно подобрать цвета на нескольких этапах обжига будущего произведения. Все делаю сама: создаю форму, осуществляю отливку, глазурование, роспись, обжиг, золочение и другие технологические процессы. Скульптура изготавливается из французской фарфоровой массы. Для росписи тарелок использую белье KPM, Meissen, Villeroy & Boch, и немецкие краски. Все произведения с росписью создаются в одном, уникальном экземпляре. Конечно, я выполняю и авторские варианты росписи, но повторения «точь-в-точь» не делаю. Каждый раз, доставая вещь из печи, я не знаю, что получилось. Если трещина – то работу надо выбросить. И – «Начать сначала!»