Потеря информации – это всегда катастрофа, восполнить её невозможно. Как Московский музей дизайна ищет, собирает и сохраняет имена советских дизайнеров, документы и артефакты, рассказывает в своём интервью Александра Санькова, директор Московского музея дизайна
Александра, как все происходило?
Первая выставка Московского музея дизайна в 2012 году была посвящена советскому дизайну. И, конечно, для подготовки этой выставки было просто необходимо показать наследие Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). Основатель ВНИИТЭ Юрий Борисович Соловьев был создателем системы дизайна в СССР: 10 филиалов института, два дизайн центра и больше сотни подведомственных художественно-конструкторских бюро на заводах. Технической эстетикой называли в то время дизайн, а дизайнеров - художниками конструкторами. Юрию Борисовичу в тот момент было 92 года. Он пригласил меня в гости и познакомил со своими бывшими коллегами. Для него было очень важным не допустить разрыва поколений, передать знания. Он чувствовал невероятную ответственность за дело, которому посвятил свою жизнь. Он был одним из первых, кто поверил в нас и наш проект. Ведь он сам когда-то начинал с нуля и добился потрясающих успехов. Он не только ввел в практику специальность дизайнера и развивал дизайн в стране, но был единственным человеком из СССР достигшим международного признания, ставши президентом международной ассоциации индустриального дизайна (ICSID). В 2001 году в Лондоне ИКСИД вручил Юрию Борисовичу медаль «За исключительный вклад в развитие образования в области дизайна».
Что случилось с советским дизайном потом, после исчезновения СССР?
В 1990-е годы, после распада Советского Союза государственная система дизайна разрушилась. Архивы терялись, а иногда и просто выбрасывались, потому что их негде было хранить. Потеря этой информации стала настоящей катастрофой, восполнить ее невозможно! Тот небольшой объем, который нам удалось собрать (документы, макеты, чертежи) - это личные архивы дизайнеров, которые они хранили у себя дома. Сейчас все это отдано бывшими сотрудниками ВНИИТЭ в дар Московскому музею дизайна. С дизайнерами, которые передали нам свои архивы, нас познакомил именно Юрий Борисович. Он считал, что Московский музей дизайна - это звено, которое свяжет поколения, сохранит опыт и наследие советского дизайна. Этим мы и занимаемся, пожалуй, сейчас, единственные в стране.
Александра, расскажите поподробнее о деятельности Юрия Борисовича Соловьева.
Юрий Борисович Соловьев инициировал в 1970-е и первым провел семинары «Интердизайн» в рамках программы ICSID. Это были не просто лекции и выступления - это были большие международные мероприятия, на которых решались конкретные проблемы, поставленные советской промышленностью. Например, в Минске проходил подобный семинар, на котором необходимо было решить, как усовершенствовать процесс доставки хлеба из хлебозавода в магазины. Решала эту задачу команда международных специалистов, которые разработали специальные машины с системами хранения, с выдвигающимися полками. Координатором семинара был выбран Франк Хайт - один из виднейших теоретиков и практиков английского дизайна. Он стал координатором первого «Интердизайна». При создании проектов «Интердизайна» принимался во внимание международный опыт, учитывались экономические и климатические условия. Однако, многие проекты не были внедрены, при том, что они были одобрены и подписаны главами республик и руководителями предприятий. Несмотря на все сложности, «Интердизайн» в течении многих лет оставался важнейшей школой повышения квалификации для практикующих дизайнеров. За 30 лет существования проекта были проведены десятки семинаров в разных странах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, ГДР, Индии, Ирландии, Нидерландах, Польше, Финляндии, Франции, Японии и многих других. Участники семинаров были профессионалы высочайшего уровня, и по словам Юрия Борисовича, «общение с ними было настоящим праздником».
И еще о проектах ВНИИТЭ…
Многие проекты ВНИИТЭ так и остались на бумаге, промышленность не была готова шагать в ногу с разработками дизайнеров, и на заводах часто разработки менялись до неузнаваемости. Для Юрия Борисовича эта ситуация была крайне тяжелой, от невозможности доводить, что-либо сделать опускались руки. Некоторые промышленные предприятия создавали целые проектные программы в союзе с ВНИИТЭ, однако, не все были готовы в такому плотному сотрудничеству. Многих не устраивал контроль не только внешнего вида продукта, но и его структуры. Перед выпуском продукции проекты проверяли по всем параметрам: цвету, материалам, эргономическим свойствам, а также по функциональности использования материала. Одним из примеров эффективного сотрудничества с ВНИИТЭ стал завод «Зенит». Руководство завода «Зенит» прислушивалось к экспертному мнению дизайнеров ВНИИТЭ. Завод экспортировал высокоточные приборы, производившиеся для военной, а потом уже гражданской индустрии. Эта продукция должна была быть конкурентоспособной. Службу дизайна завода «Зенит» возглавлял талантливый художественный конструктор Владимир Фёдорович Рунге. Под его руководством были сделаны потрясающие фотоаппараты, которые продавались в СССР и были статьей экспорта.
В 1970-х годах ВНИИТЭ проводил уникальную программу «Электромер» для Всесоюзного объединения «Союзэлектроприбор». По мнению многих специалистов, эта дизайн-программа - вершина деятельности института. Это был комплексный дизайн-проект от разработки стандартных элементов для разных электрических приборов до разработки фирменного стиля и рабочих мест на предприятиях, спецодежду. Дизайнеры ВНИИТЭ вместе с инженерами отрасли разработали ряд конструктивных решений, позволивших в 4 раза сократить номенклатуру органов управления, в 5 раз снизить трудоёмкость изготовления несущих конструкций, значительно улучшить эргономические и эстетические свойства приборов. В 1980-е годы дизайнерами ВНИИТЭ разрабатывались более 10 отраслевых и межотраслевых комплексных дизайн-программ. Среди них: «Культбытмаш», БАМЗ, «Часы», «Вторичные ресурсы», «Электробритвы», «Вело», «Магистраль», «Вокзал», «Контакт», «Медтехника».
Что для вас, как для первого отечественного музея дизайна важнее всего в данный момент?
Мы записали интервью с Юрием Борисовичем. К сожалению, это было его последние интервью... Его можно посмотреть на сайте Московского музея дизайна. Для Московского музея дизайна самое важное - сохранить проекты и опыт дизайнеров Советского союза, сохранить память о людях создававших нашу предметную среду, рассказать в Росси и за рубежом о достижениях и трудностях советского дизайна. Мы хотим, чтобы история и люди, её создававшие, не были забыты. И это касается не только ВНИИТЭ, но и других организаций связанных с дизайном, таких как «Союзпродоформление», «Промграфика», «Легмаш», Институт игрушки, Институт мебели и многие-многие другие. Мы принимаем архивы дизайнеров и архитекторов и будем благодарны за помощь и поддержку. Возможно, среди читателей, которые прочтут это интервью, найдутся люди, чьи родственники работали в СССР архитекторами и дизайнерами. Кто-то сможет рассказать о своей работе в СССР, поможет восстановить память о выставках и проектах созданных для советской промышленности!
тел.: +7 (985) 768-25-40, e-mail: info@moscowdesignmuseum.ru