Институт русского реалистического искусства представляет персональную выставку Виктора Иванова. Проект продолжает серию монографических выставок Института, посвящённых творчеству классиков отечественного искусства XX века. Выставка стала одной из самых масштабных ретроспектив творчества Виктора Ивановича Иванова. Помимо работ из коллекции Института русского реалистического искусства, представлены картины из собраний Государственной Третьяковской галереи, Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина, собрания художника и частных коллекций.
Виктор Иванович Иванов - известный живописец «оттепели», художник сурового стиля. Персональная выставка художника будет представлена в залах Института русского реалистического искусства продлится до 31 июля . Виктор Иванович любезно согласился ответить на наши вопросы.
Виктор Иванович, сколько в экспозиции представлено произведений?
Около двухсот. Я привез почти пятьсот, но пространство экспозиции оказалось недостаточным. Это масляная живопись. Есть немного темперы. (То, что касается моих поездок за рубеж). Есть немного графики, в основном картоны к большим картинам. Такие вещи, как картоны, художники показывают редко…
Виктор Иванович, на ваших картинах изображены простые люди, кто они?
Это не профессиональные натурщики. Это - наши рязанские бабы и мужики, реальные деревенские жители.
Какие годы представлены на выставке?
Самые ранние произведения я не показывал, не было такой задачи. Включил несколько автопортретов 1942 года. Самые поздние работы датируются 2016 годом, есть эскизы к моим картинам. Некоторые картины из моей галереи в Рязани, есть картины из Русского музея, из Третьяковской галереи.
Какова основная идея выставки?
Очень простая. Смысл всего моего творчества – показать жизнь человека от рождения до смерти: труд, счастье, радость, горе, трагедия… Задача - почувствовать пульс времени, показать духовную и физическую красоту русского человека. Я считаю, что изображение должно быть абсолютно правдиво, но всегда должны присутствовать гармония и красота. Потому что правда без красоты не бывает. Красота обязательна, иначе правда будет неполной.
Виктор Иванович, а что можно сказать о дизайне, освещении, пространстве? Это важно для картин?
Разумеется, экспозиция, имеет громадное значение. Правда, в современном мире дизайн экспозиции и освещение произведений направлены на то, чтобы показать товар, а не художественное достоинство работ. Это беда, как у нас, в России, так и на Западе.
Виктор Иванович, как выстроена экспозиция?
Скорее по залам, чем хронологически.
Первый зал – общий. Здесь представлены работы значимые для моего творчества.
Второй и третий залы посвящены жизни человеческой, как она есть, в основе которой - семья.
Четвертый зал посвящен путешествиям: Греция, Испания, Румыния, Италия, Египет, Мексика. Здесь есть замечательная Куба, с портретами защитников Гаваны, с портретами Фиделя Кастро, Рауля Кастро, Че Гевара. Все портреты написаны с натуры, все они позировали. Они все тогда были молодые. Это был 1960 – начало 1961 года. Мы видели Революцию Кубы, чем я горжусь. Есть пейзажи Египта. Он, Египет, - колыбель искусства, культуры, мы все праправнуки Египта. Египет – Греция – Рим – Византия - Россия – вот путь. Отсюда и Рублев, и Суриков, и Васнецов, и Александр Иванов и Врубель, все великие художники.
Последний зал является продолжение первого зала, показывает многообразие жизни. Здесь и «Отбивают косы», и «Возвращение с лугов», и «Смотрят телевизор»… Здесь показана церковная жизнь нашего села Исады на Оке, из которого происходит Прокопий Ляпунов, поведший первые полки на бой против поляков под Москву, ставший предтечей освобождения России. Здесь в картинах заготовка прута для плетения корзин, отдых "перекур" во время сельских работ. И смерть есть в картинах – это тоже жизнь. Все с натуры написано.
Архитектуру любите?
Конечно, она в первую очередь выражает характер своего народа, его душу.
А современную?
Произошедшая нынешняя буржуазная революция, обещавшая нам полную свободу для развития наших талантов, обернулась обманом. В нынешнем искусстве, современной архитектуре я не вижу никакого высокого стиля 0. 0 Продолжать так нельзя.
Как должен работать художник?
Главное – целеустремленность, постоянство в работе. Лучше работать каждый день. Дисциплина должна быть обязательно. Все время ты должен держать в голове замыслы, что очень трудно. Работа над картиной длится годами. Вдохновение и удача – это все хорошо, но вдохновение приходит тогда, когда человек работает. Бывает иллюзия вдохновения у того, кто не работает.
Вас называют столпом сурового стиля, как это случилось?
Мы, художники послевоенного времени, художники-пассионарии, захотели выразить правду жизни. Мы нашли новое содержание и новую форму. Мы не реставрировали прошлое искусство, но и не порывали с традицией, в которую вдохнули новую жизнь: Петр Оссовский, Гелий Коржев, братья Смолины, братья Ткачевы, Павел Никонов, Николай Андронов, Таир Салахов, молодой Виктор Попков.