Об архитектурной среде, особенностях экспонирования, сложностях дизайна и вечных ценностях рассказывает куратор выставки «Вечные ценности» Алексей Валентинович Лебедев, доктор искусствоведения, заведующий Лабораторией музейного проектирования. Выставка проходит на ВДНХ. Там можно видеть почти 190 работ 70 художников, мастеров наивного, то есть самодеятельного искусство второй половины XX века. Все работы происходят из коллекции «Царицыно», собранной в девяностые годы прошлого века сотрудником музея Вадимом Помещиковым.
Алексей Валентинович, эти произведения представлены публики впервые?
Не совсем так. Некоторые из авторов, вроде Кати Медведевой, Ивана Никифорова, Владимира Зазнобина, Анны Дикарской, хорошо знакомы зрителю. Они – классики отечественного наивного искусства. Но кое-какие имена были известны до сих пор лишь экспертам-специалистам, например, имя Василия Дмитриева, псковского пастуха, чьи скульптуры – событие выставки. В целом можно сказать, что коллекция наивного искусства музея-заповедника «Царицыно» впервые демонстрируется столь масштабно широко. Наивное искусство отличается от искусства «ученого». И главное отличие в том, что художник здесь изображает не то, что видит, а то, что знает о мире. Выставка состоит из десяти разделов: «Пространство», «Начало и конец», «Родина», «Изобилие», «Праздник», «Герой», «Любовь», «Празверь», «Советский миф», «Копии и пересказы».
С чего начинается экспозиция?
С зала под названием «Пространство». Если посмотреть на все эти пейзажи – они идеальны. То есть, идеальны в том смысле, что все это – идеальный пейзаж, существующий в голове художника. Слева – гора, справа – гора, слева дерево – справа дерево. Наивные художники очень часто используют симметричные композиции. Ученый художник никогда так не построит композицию, наивного же это не смущает ни одной секунды, потому что он рисует не то, что видит, он рисует то, что знает. Он рисует свою картину мира.
А это «Начало и конец»?
Да, здесь показан весь жизненный цикл – от колыбели до могилы. Для наивного художника очень важна тема рая, грехопадения и утраты райского блаженства. Потому что в его представлении мир изначально гармоничен и мир изначально совершенен. Себя же он часто ощущает, чувствует непонятым, обиженным, изгоняемым из этого мира. Так что, Изгнание из Рая – это одновременно начало и конец, соединенные воедино, конец одного этапа и начало другого, метафора судьбы художника.
Следующий раздел называется «Родина». Что такое родина в понимании наивного художника?
Да, «Родина» – это потерянный рай. Родина для наивного художника – это малая Родина. Большинство из наивных художников-мастеров родилось в деревне. Так что Родина для них -– это их родная деревня, всегда идиллическое воспоминание, как это было когда-то прекрасно. У кого-то, например, в картине появляется фигура пастушка, играющего на дудочке, это всегда скрытый автопортрет художника. Единственным исключением здесь является большое полотно Кати Медведевой, где аллегорически изображена женщина-Россия.
Следующий зал посвящен натюрморту?
Он называется «Изобилие». При этом любопытно, что здесь наивное искусство смыкается с народным творчеством, с фольклором. Если ученый художник выстраивает натюрморт по четким законам равновесия, то здесь наивный художник начинает рисовать от центра холста и заполняет, заполняет, пока стол, холст не кончится…
Почему следующмй раздел называется «Празверь», а не просто «Зверь» или «Животные»?
В облике животных проступают черты первородства. Они поражают своей мощью и величием, принимая образ празверя. К нему применимы слова русских духовных стихов XVII – XIX веков, которые отразили народные поэтические представления о самом сильном звере, рыбе, птице: «Всем зверям – мати». Его место – в мифе творения, в раю. Это всегда животное- Царь. Это соединение сюжета райского сада, сюжет темы про Животных в Раю.
А это «Праздник»?
Да, в этот зал мы сочли возможным добавить немножко звука — то, что обычно поют за праздничным столом. В чем особенность понимания праздника в наивном искусстве? В отличие от художников ученых, наивные художники совсем не интересуются этнографией, или интересуются очень мало. Костюм и прочая атрибутика – это глубоко второстепенно. А что его волнует? Его волнует чувство единения. Праздник – это то, что объединяет людей. Иногда единение веселое, иногда, единение грустное... Для наивного художника важен дух коллективизма.
Что такое «Герой» в понимании наивного художника? Почему так много изображений Пушкина в следующем зале?
Этот раздел называется «Герой». Образ героя играет в мифологии важную роль. Герой – это всегда защитник, это тот, кто восстанавливает справедливость мира. У наивного художника три разных героя. Первый – Воин, Защитник. Это может быть кто угодно: от генералиссимуса Суворова до маршала Жукова. И все эти изображения своим истоком имеют образ Георгия Победоносца. Второй тип герой героя - Мудрый Правитель. Еще более популярен в наивном искусстве образ Поэта, духовного демиурга. Самый любимый – Пушкин. Есть Лермонтов, Есенин и т.д.
А что можно сказать о зале под названием «Любовь»?
Наивные художники очень целомудренны. У них нет никакой фривольности, их искусство чрезвычайно серьезное,чинное. Они изображают самые разные сцены: знакомство, свидание, свадьба. Даже сцены ревности выглядят очень сдержанно. Изображение обнаженного женского тела если и появляется, то как иллюстрация к теме женщины-искусительницы, притягательной и коварной, и полностью соответствует мифу о греховной сущности женского начала.
А «Советский миф», это что?
Сознание наивного художника мифологично, но советская идеология была тоже глубоко мифологичной. Поэтому один миф хорошо наложился на другой. Под кистью наивного художника изображаемые сцены превращаются в нечто большее, чем иллюстрации к «советскому образу жизни». Из множества картин выстраивается портрет «коллективного» человека, в котором личное смазано, оттеснено на задний план. Соприкасаясь с искренностью наивного искусства, идеологические фантомы помимо воли авторов превращаются в персонажей театра абсурда.
А зачем здесь выставлены эти перерисовки с журнала «Огонек»?
Последний раздел выставки посвящен копиям, переводам на другой язык, своего рода пересказам. В наивном искусстве возникает эффект перевода образца на другой художественный язык. Смещение художественных акцентов и есть начало создания иной эстетической системы – примитива. Особенно интересны случаи, когда художники воспроизводят образец средствами другого вида искусства, например, живописное полотно превращается в рельеф. Наивное искусство – это своя система видения. Наивным надо родиться. Это картина мира, система мышления, которая либо есть, любо нет.
Почему произведения одного художника зачастую оказываются в разных разделах?
Мы здесь попытались создать не набор монографий, а картину мира, присущую наивному художнику. А это требует особой атмосферы. Залы поделены по цвету. Введены какие-то элементы Парка культуры, ярмарки в Измайлово, той обстановки, в которой это искусство реально живет. Оно ведь не для музеев предназначалось, а для бытового обихода. Желание человека творить неистребимо. Также неистребимо и это искусство. Это искусство имеет свою колею, свою систему. Это свой мир. А есть, было и будет искусство ученое. На уровне мышления это очень разные вещи.
Как по цвету залы делили?
Дизайн экспозиции делал Эрик Белоусов. И кстати, блестяще справился со своей задачей. Я как куратор предлагал только сделать разделы зрительно отличающимися друг от друга, а уж какому быть красным, а какому синим, это дизайнер предлагал. Важна именно эта сознательная чрезполосица цветов. Здесь сделано два ярмарочных балагана с лампочками. Дизайнерская работа просто блестящая.
Кстати, нам прешлось преодолевать одну серьезную трудность - павильон «Карелия» В чем состоит расчудесность этого павильона? Это выставочный павильон, который одновременно является памятником архитектуры. Другими словами, выставочный павильон, в котором, собственно говоря, нельзя делать выставки. Нельзя в стену вбить гвоздь,например. Поэтому, по всему периметру выстроена конструкция с отступом от стен. Вторая проблема: огромная высота потолков (8 метров), плохо подходящая для экспонирования небольших живописных работ. И тогда было предложено решение поставить стропила, которые пригнули, зрительно уменьшили высоту залов и позволили подвесить декоративные элементы (гирлянды лампочек, флажки)и, а главное, разместить светильники с направленной подсветкой на вещи. Но при этом потолки не закрыты, закрыто общее пространство.Очень сложная игра с таким пространством!
Сложно экспонировать наивное искусство?
Всякое искусство требует индивидуального подхода к экспонированию. Специфика наивного искусства в том, что оно занимает некое промежуточное положение. Да, сложно почему? Есть тонкая грань: оно не для музеев предназначено, ему не очень комфортно в строгих музейных экспозициях. Но это ведь искусство! И если полностью воссоздать атмосферу ярмарки, то оно потеряет свои художественные качества. Если убрать, ощущение музейно-выставочное, то исчезнет ощущение искусства, будет просто ремеслуха на ярмарке. Мы старались пройти по этой тонкой грани: здесь есть витринки, но они сделаны из досочек, есть этикетки, но они написаны от руки и т.д. А в целом разыграна тема советского Парка Культуры, который по своей природе - не музей, но и не обыденная реальность, а некоторая искусственно созданная среда.
Удачей, в этом смысле, можно считать экспонирование выставки на ВДНХ, где сама архитектурная среда – наследие советского парка культуры..