Об организации пространства, современной архитектуре, дизайне, искусстве и незримого присутствия Божественного в богооставленном мире, рассказал нам Гор Чахал, чья выставка «Апофатика», проходит в Зверевском центре современного искусства.
Гор, твои проекты всегда – сложносочиненные, всегда – воздушные, всегда возбуждают споры. Прокомментируешь свою последнюю тотальную инсталляцию?
Есть моя небольшая авторская ремарка: Восточное христианство характеризуется апофатическим богословием, которое определяет трансцендентное путём последовательного исключения из рассмотрения всего познаваемого, поддающегося определению.
Центральное произведение проекта, представляет собой 5 двусторонних зеркальных пластин, из поверхности которых вырезано и удалено слово ИИСУС, одно из именований Божих, коннотируя таким образом к работе «Имя Бога», известной публике. Отражающееся на остающейся поверхности пластин окружающее пространство, включая находящихся там зрителей, можно охарактеризовать визуально, как пространство, где Иисуса нет. Мир без Бога. В то же время, пустоты в пластине, очерчивающие отсутствующее слово, сливаясь с атмосферой помещения, делают воздух «умным», приводят зрителя к ощущению невидимого присутствия Бога, повсюду разлитого в воздухе. Христос посреди нас.
В сущности, хотелось создать в выставочном зале атмосферу незримого присутствия Божественного в богооставленном мире. Отдельные работы служили как-бы синергийными элементами, вместе выражающими больше, чем произведения по отдельности.
А что можно сказать о композиции?
Большая часть работ создавалась специально для пространства зала. Понравилось базиликальное строение, расположенное в парке. Как бы «ГАРАЖ» Абрамовича, но наоборот)) Изначально, была зеркальная инсталляция «Апофатика», которая выставлялась в прошлом году в Херсонесе на выставке «ВИЗАНТИЯ.RU». Остальное наросло по необходимости организовать пространство. Все работы коннотируют друг к другу. Вода в обратной перспективе из видео, твердь (свиток), отделяющий воду от воды в Творении мира, была создана из воды. Многочисленные зеркальные поверхности коннотируют к зеркальной глади воды. Слёзы мироточащих икон отсылают туда же. Рыбки всевидящего пространства бесплотных сил и рыбка на видео в пространстве обратной перспективы. Красные струны крепления зеркальных паннелей «Апофатики» – красная рыбка.
Гор, это твой новый этап?
Не сказал бы, что новый этап. Скорее, развитие направления «Христоцентризм», которое было заявлено на прошлой персональной выставке в Киеве в прошлом году. Этим направлением занимаюсь последние 15 лет. Вот, если интересно, программный авторский текст о направлении.
Гор, твои проекты – всегда смешение жанров, то есть изобразительного, архитектурного, дизайнерского… Что ты можешь сказать?
Современная архитектура – это застывшая муза. Искусство – это то, отчего она застыла. Ну а то выражение лица, с которым архитектура смотрит на искусство, можно, наверное, назвать дизайном. Современные формы организации пространства стали столь обтекаемы, что ни одной грани у них уже и не найдёшь. Я бы предложил тут апофатический метод определения. Всё, что не одно, так другое.
Где видишь свои работы?
В музеях я свои работы вижу реже, чем хотелось бы. Галерей у нас, в сущности, нет в прямом смысле этого слова, а в домах я рад видеть свои работы. Особенно приятен опыт, когда коллекционеры не покупают отдельные работы, а показывают мне пространство их жилых помещений и просят сделать инсталляцию (экспозицию) для конкретного места. Такое было уже дважды.