Об искусстве, дизайне, пространстве и форме рассказывает Леонид Сохранский, знаменитый московский скульптор, живущий в Берлине. Его персональная выставка совсем недавно открылась на Шаболовке в галерее EXPOSED.
Леонид, проект состоит из нескольких серий?
Да, это скульптуры, сделанные в период между 2008 и 2015 годами. Это концептуальная скульптура. Помимо того, что это оксюморон, и если отвлечься от нарротивной части скульптуры, в основу проекта легло переживание такого понятия, как материя. Потому что, все, что нас окружает – материя. Она просто существует в различных формах. Формы появляются, живут, переходят в иные формы... Каждая субстанция обладает своим временем. Именно этот момент я и хотел отобразить.
Например?
Например, объект «Воронка» - это как южноамериканское письмо Кипу, только веревка в этом случае образует воронку писмена я читать не умею, но образ мне показался интересный Это - некая языковая галактика, с ощущением бесконечности.
Объект же «Петля» со стразами представляет жизненный путь человека, как говориться «....и я не знаю,где найду где потеря.....» …
А «Чашка чая», с гранатами в виде лимонки? — ну тут надо быть внимательным с кем садишься чай пить.... лимоны, лимонки то-ли матрешки, то ли яйца Феберже, опасность есть даже в художественной форме... .
Есть еще инсталляция «Пропасть в подсолнухах» . Можно произвольно менять ударение - и так, и так хорошо. Значение получается одно и тоже – в пропасти же пропадают! Да навеяна любимым мною черным детским юмором, там девочки, мальчики поля колхозные, подсолнухи рож, снаряды ржавые...... Бронза была бы оправдана для нее. Скорее патина советской идеологии который он глумливо и вульгарно интерпретирует.
Леонид, у тебя сеть еще и конные царские статуи, почему выбор пал на эти памятники?
Все просто. Мне была интересна зооморфность как таковая. Я выбирал памятники, где цари сидят на конях, где человек слился с животным в одно целое. Эдакий образ скифа-кентавра, вообще так часто видят Россию.....
Леонид, но есть еще и бронзовый объект оксюморон, давший название выставке…
Объект этот - орел, и, одновременно химера, то есть, некое мистическое животное, которое по странным причинам является изображением государственного герба. Это мистическое животное, двуглавый орел, может быть интерпретировано как еще один зооморфный объект. Вообще интересно, зачем символизировать государственность пернатым . В одной шутке герой гражданской войны В.И.Чапаев спрашивал боцов дивизии:- «любят ли птицы деньги»,и получив отрицательный ответ облегченно говорит:-« полковую казну,« ОРЛЫ», я пропил......»
А еще есть памятники Москвы…
Мои памятники - это как поездка по Москве, открыточная экскурсия, форма показа достопримечательностей. Соборы Кремля здесь есть почти все, а отдельно стоящая на табурете церковь представляет так называемую форму духовной скрепы…
Здесь есть и твои знаменитые золотые «Хлеба»…
Система нашего общества основана на определенных ценностях. Абсолютной экономической ценностью является золото, то есть мягкий, желтый металл. Единственным его преимуществом является то, что золото не подвержено коррозии. А так из него нельзя сделать нож, нельзя сделать плуг, ну и так далее. Еще одна ценность в системе ценности, особенно в России –хлеб. Он является главным символом еды. Я же совместил золото и хлеб, взаимоисключающие друг друга понятия. Золотой хлеб вообще ни для чего не годится, здесь смысловой круг пройден до абсурда. Это - пустота.
Где видишь свои работы? В каком интерьере?
Эти скульптуры могут быть в любом интерьере. Если их поместить в строгий, аскетический интерьер, они, со своей активной барочной составляющей, по контрасту будут отлично смотреться в нем. Если будут в классическом, в барочном – впишутся в него, по принципу похожести. Могут стоять и на улице, в экстерьере, во внешнем пространстве.
А трудно вписаться в интерьер?
Если в галерее представлена скульптура, она сразу прибавляет галерее веса. Интерьер со скульптурой выглядит всегда очень солидно. Скульптура гораздо сильнее меняет пространство, чем живопись. Естественно, она требует места, но она и организует пространство. Если живопись, грубо говоря – цветовое пятно на стене, то скульптура – центр композиции, она закручивает пространство.
Скульптура, современное искусство, дизайн… Где граница?
Все просто. Дело в том, что у дизайна и у искусства разные задачи. Искусство – это форма познания. Дизайн же всегда утилитарен. Дизайн занимается организацией пространства, внешнего или внутреннего. В этом случае, искусство всегда первично. Но идеи могут иметь и прикладное приложение. Но великолепный дизайн – это прекрасно! Хороший дизайн - это оформление быта, формы жизни…