Музей одного художника в Москве, а именно Музей АЗ, (Анатолия Зверева) в мае отметит свою первую годовщину. Абсолютно новый по своему формату музей-лаборатория, открытое пространство для виртуальных и выставочных проектов показывает третью по счету выставку: «Красавицы столетия». О музее, его архитектуре, и, конечно же, о его проектах рассказывает нашим читателям Сергей Соловьёв.
Сергей, Музей АЗ сильно отличается от традиционных мемориальных музеев. Это концептуально?
Да, конечно. За три года до открытия мы исследовали многие европейские моно музеи, то есть, музеи одного художника. Сразу же была отвергнута идея традиционного мемориального музея, с личными вещами, с постоянной экспозицией, такой пыльный дом-мастерская… Хотя нам дарили какие-то шапки, кепки, краски, мольберты, принадлежавшие Звереву, мастехин, который якобы преподнёс Звереву Сикейрос, и т. д., мы решили, всего этого в экспозиции не будет. Будет современный арт-центр, со сменными выставками, в которых, в том числе, станут выставляться и актуальные художники. В предыдущем проекте, например, уже участвовали Катя Филиппова, Алексей Политов, Марина Белова.
Отличается музей и тем, что каждый раз, приходя к нам, на новую выставку, зритель попадает в новое пространство, в другой интерьер, который создает к каждому проекту наш дизайнер Геннадий Синёв. С новым проектом меняется абсолютно всё, не только экспозиция, но стены и пол. Этот проект потребовал, например, красного пола. (Предыдущая анималистическая выставка, потребовала пола из травы и стен, облицованных деревянными рейками, в стиле японского эко-минимализма). В данный момент у нас все стены на шарнирах, двигаются и поворачиваются. Мобильная конструкция позволяет каждый зал трансформировать очень по-разному! Выставка «Красавицы столетия» должна была вместить довольно много экспонатов, (55 портретов, среди которых есть большеформатные) на маленькой площади. Так что, идея танцующих стен, перегородок, планшетов, постоянно повернутых под каким-то углом, стала отправной точкой нынешнего дизайна. На каждом этаже музея четвертая стена является экраном. В данном случае, мы убрали экраны, заменив их щитами. А ещё сделали сложные конструкции, с бегущими письменами по стенам, цитатами из Анатолия Зверева.
У нас имеется также уникальная крыша-терраса. Как только потеплеет, мы её откроем. Между прочим, с крышей получилась целая история. Дом является собственностью владелицы нашего музея, Натальи Опалевой. Казалось бы, ты покупаешь дом и делай с ним что хочешь, но оказалось, что крыши, как и городские парковки - муниципальная собственность, для которой надо особое разрешение на владение. Эта страшная история с получением разрешения длилась целый год!
Серёжа, я так понимаю, что новый музей вписан в старую конструкцию?
Ну, конструкция не совсем старая, это - советское здание, в котором находилось проектное бюро. Работы по реновации длились около двух лет. Дом был полностью пероформатирован, от прежней архитектуры осталась только коробка. К проекту приложили руку очень многие бюро, в том числе, и иностранные, сменилось 5 архитектурных команд. Закончил проект Анатолий Голышев, архитектор, большей частью работающий во Франции. Он и ориентировался на французские образцы. Дизайн Анатолия Голышевым стал маркой музея.
А что можно говорить о стиле?
Это очень интересно. Мы изначально пытались отвлечься от каких-либо советских ассоциаций. Не собирались ни в коем случае играть на ностальгии по советскому, не делать инсталляций, связанных с теми годами, с теми мастерскими и проч. и проч. Изначально обозначилась идея создания очень современного, очень модернистского, очень актуального здания 21 века, но с некими историческим аллюзиями. Поэтому появился и европейский фасад, и европейский дворик с пихтами. Всё выглядит так, как будто бы здесь был Пикассо….
А теперь, немного о выставочных проектах…
Первая выставка была посвящена автопортретам Анатолия Зверева и портретам близких ему людей, художникам, коллекционерам и т. д. Вторая выставка посвящена анималистике. (Костаки, кстати, просто обожал зверевскую анималистику). Третья, открывшаяся выставка, составлена из женских портретов. Всем известно, что отношение к зверевским женским портретам неодназначно. Их часто считают салонными, написанными на потребу публике. Мы постарались сделать экспозицию вопреки всем предубеждениям и мнениям, ввести зверевский женский портрет в 21 век в иной контекст, попытались представить его современным, актуальным, авангардным, ввести в мировую историю искусства. Именно поэтому, в дизайне экспозиции использованы мультимедийные экраны с целой галереей портретов разных авторов. Сам Анатолий Зверев дал нам повод. В 1960 году он написал поэму о живописи, где рассказал о своих любимых художниках, от Леонардо и Боттичелли до Малевича, Кандинского, Пикассо и Матисса, обозначил свои главные точки опоры. Эти точки опоры и позволили создать экспозицию, где зверевский женский портрет - не просто свидетельство советской эпохи 1960-70 годов, но где он легко и гармонично вписывается во все художественные течения, от Ренессанса до Авангарда.