Институт русского реалистического искусства представляет публике новую выставку «RussiaontheRoad. 1920 – 1990 / Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем». В состав экспозиции вошли живопись и графика из собрания ИРРИ, государственных музеев и частных коллекций, отражающие почти вековую историю транспорта в русском искусстве. С подробностями -куратор выставки Надежда Степанова.
Надежда, выставка – огромна. Сколько времени вы затратили на ее подготовку?
Сказать, что она «огромна», было бы преувеличением. Мы представляем около 60 произведений. Но вот работа над выставкой действительно была большой и напряженной. Мы начали договариваться с фондом ARCOи Palaexpo в мае прошлого года, а уже в октябре проект был презентован в пяти залах PalazzodelleEsposizioni в Риме. Одновременно с ним в Palaexpo были открыты выставки Museed`Orsay «UnadolcheVita? DalLibertyalDesignitaliano 1900 – 1940» и «Impressionisti e moderni. CapolavoridallaPhilipsCollectiondiWashington».Такое соседство чрезвычайно льстило, но вместе с тем и обязывало. В итоге «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» не только удостоилась положительных отзывов в европейской и российской прессе, но и была названа флагманским проектом осеннего сезона в PalazzodelleEsposizioni. Мы очень признательны всем нашим партнерам – музеям, коллекционерам, логистикам, страховщикам, - без их помощи и оперативности в принятии решений, мы бы, конечно, не справились.
По какому принципу построена экспозиция?
Это произведения, относящиеся к XX веку, ведь национальная живопись этого периода - основа коллекции Института русского реалистического искусства. Тему мы выбрали в достаточной степени интернациональную, способную заинтересовать и европейскую аудиторию тоже. Открывает выставку серия плакатов «Первый советские» художника Елены Китаевой - это и первый советский трактор, и первый советский спутник, и первый советский гоночный автомобиль. Серия стала и «последней советской» - она была создана в последний год существования СССР.
Далее зритель попадает в зал «Самолетом, поездом, автомобилем». Это первая половина XX века. Здесь можно увидеть в первую очередь работы ОСТа и «Круга художников». Это Константин Вялов, Александр Лабас, Юрий Пименов, Александр Дейнека, Георгий Нисский. Дальше мы переходим к дорожным разговорам. Этот зал в Италии носил красивое название «RoadMovieSovetico». И здесь мы видим, как транспорт объединяет самых разных людей в одном пространстве – в вагоне метро, поезда, каюте корабля, в автобусе или трамвае. Это история встреч и расставаний, случайных знакомств.
Далее - «Техника молодежи». Здесь мы видим, как достижения науки и техники не только уравнивают в правах мужчин и женщин, но и побуждают их к соревнованию – кто сильней? Зал «Суровая страна» повествует о покорении труднодоступных территорий, о первопроходцах. Далее следует рассказ о транспорте будущего – «Космическая гонка». Здесь все о конструкторах, о космических кораблях, о покорении Вселенной и, конечно, о Юрии Гагарине.
Сколько всего представлено работ, имен?
Чуть более 60 работ и более 40 имен. Помимо работ из коллекции Института русского реалистического искусства представлены картины из собраний крупнейших музеев России: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея,Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Союза художников России, Тверской областной картинной галереи, Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул), Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева, Мемориального музея космонавтики, а также Национальной галереи Армении, галереи Regina и частных коллекций. Здесь есть шедевры Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, Георгия Нисского, Александра Лабаса. Есть живопись и графика художников-шестидесятников. Это искусство, долгое время остававшееся за «железным занавесом», сейчас все громче заявляет о себе на лучших выставочных площадках Европы и открывает художественную Россию с новой стороны. Для нас все имена равнозначны. Есть имена, которые известны широкой публике, абсолютно хрестоматийные произведения, есть имена менее известные. Нам очень дороги произведения художников ленинградской школы, например, «Ленинградский морской вокзал» Петра Коростылева. Есть в экспозиции студенческая работа Таира Салахова, основоположника сурового стиля («С вахты»). Есть Андрей Плотнов, который плотно общался с Юрием Гагариным, писал его портреты. Есть гиперреалисты: Александр Петров, Андрей Волков, Семен Файбисович. Их работы относятся к 1980-1990 годам, и мы видим совершенно другое настроение на них. Транспорт уже не источник восхищения и восторгов, а часть обыденной жизни, и подчас не самая приятная часть.
Почему выставка, показанная в Риме, так понравилась итальянцам?
Мне кажется, мы собрали очень хорошую экспозицию. В ней вещи, о которых итальянские кураторы мечтали. Например, работа Юрия Пименова «Новая Москва», которую нам любезно предоставила Государственная Третьяковская галерея. Или «Стихи Маяковского» Александра Дейнеки, которая впервые покинула стены Национальной галереи Армении. Выставка понятна самой широкой аудитории. Она представляет разные стили и направления, разные школы живописи. Она динамичная, она вдохновляющая. Ничего, кроме «bellissimo» в адрес «RussiaontheRoad» мы не слышали, а это значит, наши ощущения совпали с ожиданиями зрителей.
Чем выставка в Риме отличается от экспозиции, которую вы сейчас представляете в Москве.
В Риме для экспозиции нам предложили почти 3000 квадратных метров. Мы занимали 5 больших залов. Мы никогда не работали с потолками высотой 8 метров, и это было трудно! В Москве было уже 660 квадратных метров. Тем не менее, нам удалось сохранить структуру выставки и даже добавить зал с видео «Транспорт в советском кино». Наши итальянские партнеры, которые приехали на открытие в Москву, сказали, что «получилось даже лучше». Камерное пространство позволило рассказать более цельную историю, спровоцировало активный диалог между произведениями. Архитектура выставки в ИРРИ обеспечила больше количество «прострелов», видовых точек. Плюс к этому, в Москве мы сделали то, чего не было в Риме, добавили графические элементы - старые чертежи первых советских дирижаблей, спутников, грузовых автомобилей. Ими мы декорировали порталы и коридоры между залами. За оформление, как и в Риме, отвечали художники Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева, с которыми мы делаем уже не первый проект. Это они предложили идею с ретро-палитрой для каждого зала. Они же создали великолепный каталог выставки. Архитектурой в Москве занимались архитекторы Игорь Чиркин и Павел Пришин из ProjectEleven.
Насколько важны архитектура и экспозиционный дизайн?
Я не могу себе представить хорошую выставку без качественно сделанного пространства и света. В ИРРИ мы уделяем этому очень большое внимание. Если ты проработаешь каждую мелочь, каждую деталь, вполне возможно, никто этих трудов и не заметит, но выставку оценят. Но если ты повесишь замечательные работы на грязные стены в залах с плохим светом – страдать будут и зрители, и художники, и их произведения.