Саид Атабеков родился в селе Бестерек, (Узбекистан), живет и работает в городе Шымкент, (Казахстан). Но больше он известен в Милане, Венеции и Болонье, в Москве, Лондоне, Вене и Париже, в Сан-Франциско, Токио и Сингапуре… Его последняя персональная выставка «Степные волки» в Artwingallery, буквально обворожила всех московских арт-лаверов, включая тех, кто не знал его раньше, (но таких оказалось немного). В эксклюзивном интервью нашим читателям Саид рассказывает, что такое современная казахская архитектура и искусство, как вписать его в интерьер и как научиться уважать искусство и архитектуру и использовать их как стратегический ресурс развития современного общества.
Саид, вы принадлежите к поколению постсоветских художников, кто они такие?
Мне хочется сказать, «принадлежу к «казахским художникам» постсоветского периода». Это художники, которые больше известны за рубежом, чем на Родине. Многие сотрудничают с иностранными галереями, некоторые живут за пределами Казахстана. Страна Советов была рабоче-крестьянской страной и этот период, наверное, долго будет жить, как долго излечимая болезнь, в привычках нескольких поколений на постсоветской территории. И эти страны должны научиться уважать искусство и использовать искусство как стратегический ресурс развития современного общества.
Вы создаете современное казахское искусство, новый поэтический конструкт, гибридный миф Востока, прокомментируйте…
Мне не хочется делать «серьезные вещи», хочется в работах играть с материалом. Материалы разные: легенды, история, философские течения. Мне интересно работать и думать о том, как жили кочевники, суфии, простые дехкане, совмещать несовместимые вещи, в итоге стараться сделать работы запоминающимися. Как пишет куратор, критик Дарья Пыркина про арт-группу «Кызыл трактор» (из Шымкента), мы занимаемся «казахизацией». То есть, задача группы через призму современного искусства видеть (и материализовывать) новые пласты и глубокие исторически фундаменты казахского современного искусства. Столкновение разных культур и политических образований, традиций, нескончаемые информационные потоки дают толчок - трансформировать, думать под другим углом... Дают возможность создавать другую легенду, отображать время, в котором мы живем. Поэтому, наверное, и получается этнополитический или поэтический миф.
Саид, в вашем творчестве всегда было и есть немного шаманского.... Да?
Все, что нас окружает – воздух, огонь, вода, животные, земля имеют своего хозяина. Это все - частицы Бога, Большой Энергии. Казахи помнят, что ислам внедрялся в большую степь арабами силой. До ислама мы себя относили к «ТЕНГРИ» (тенгрианству). У нас были «баксы» (ударение на Ы), это те же шаманы. Культурно-генетический код был утрачен, и где-то это все сохранились фрагментами. Хочется эти фрагменты использовать в творчестве.
Саид, а как абстрактное узнает себя в конкретном? Я имею в виду ваше творчество…
Абстрактность в визуальном искусстве очень важна для меня. И не зря мы (члены «Кызыл трактора» под руководством Виталия Симакова) уделяли очень много времени разным абстрактным упражнениям, формотворчеству у себя в студии. Меня интересует общая форма содержимого, и экспозициям своих выставок я всегда уделяю большое внимание. А конкретность не всегда получается.
Ваши любимые материалы, войлок, глина, или?
Глина, шерсть, дерево - это природные материалы, и если работать с ними честно, можно делать хорошие вещи. А в синтетические материалы сложно влюбиться.
Любимые сюжеты и жанры?
Сначала я должен пройти через эту тему или же пропустить её через себя. После всего этого приступаю к работе над объектами или фото и видео проектами. Жанров конкретно любимых у меня нет.
Природное – технологическое, как эти противоположности сопоставимы в вашем творчестве?
Мы - продукт природы, а продукт природы силою своего ума создает технологию. С помощью технологий мы стараемся подняться на другие материальные и духовные уровни. Если не использовать технологию умеренно, может получиться так, что технология приведет к разрушению природы, в том числе и к разрушению самого человека. И в этом смысле, я считаю, надо уделять большое значение такому понятию, как «экология». Особенно нам, бывшим республикам СССР. И нельзя забывать об экологии души, что важнее во много раз.
Прокомментируйте вашу последнюю московскую выставку.
Московская выставка с фото-видео проектами «Степные волки» и инсталляцией «Таможенный пункт» - это эскиз или набросок к моему проекту – «МОСКВА КОКПАР» (козлодрание). В будущем это может быть «видео проектом» или «анимацией». Фотографии сняты в разные годы на юге Казахстана во время традиционных игр «Кокпар». «Кокпар» - это древнейшая игра и имеет ритуальный характер. Возраст участников не ограничен: от 16-ти до 60-ти, а может до 70-ти лет. Играют все, кто может держаться в седле. Несколько тысяч участников и зрителей перед началом игры читают молитвы, которые посвящаются предкам, ушедшим в другой мир людям, и просят Бога, чтобы игра проходила без травм и честно. У многих участников на спине изображены различные знаки: красная звезда, логотипы Mercedes-Ben, International Committe of the Red Cross, Adidas, Harley-Davidson motor company, Dolce & Gabbana, Armani, Международного космического центра, Louis Vuitton, Coca-Cola; названии разных стран: Germany, Russia, Italy…
Весь мир на ладони, и ты находишься в этом информационном пространстве! Всё происходит на границе между землей и космосом, где ты уже не чувствуешь, где верх и низ, где тебя пугает зеленый океан и тянет, словно бурлящий водоворот мирового кризиса, где полное слияние коней со всадниками, с запахом конского пота, мочи, полыни… И это мне напоминает Битву Кентавров. Сегодня это - рыночная конкуренция, захват воздушных и водных пространств, высокие цены на квадратный метр жилья (серия фотографий «Битва за квадрат») и т. д. И почему нельзя устроить мировое шоу на фоне Нью-Йоркских небоскребов или на Елисейских полях? А может быть на Красной площади на фоне Храма Василия Блаженного с его восточной архитектурой? А ещё там была инсталляция «Таможенный пункт», гора из тяпок, как апокалипсический образ поверженных на поле боя. Может это – эскиз памятника посвященному защитникам Москвы из Центральной Азии в 1941 году…
Да, надо было делать инсталляцию из несколько тысячи мотыг. Конечно, инсталляция напоминает и имеет историческую перекличку с картиной Верещагина «Апофеоз войны», но мне она напоминает сегодняшний процесс, поток в Россию рабочих эмигрантов из Центральной Азии, которые пали жертвой политических и экономических ситуаций
Саид, как вы считаете, современное искусство можно вписать в интерьер?
Конечно можно, но, смотря в какой интерьер. Однако, создавать произведение искусства для конкретного интерьера считаю не очень правильным. И в этом смысле, современное искусство и дизайн находятся где-то рядом. Ведь создание интерьера или же экстерьера, его дизайн - это большое искусство. Современному искусству Казахстана надо специфический интерьер. Например, чтобы построить Музей современного искусства, необходимо изучать не только регион, климат и строительные материалы, но и работы современных художников.
А что можно говорить о современной казахской архитектуре?
Чтобы создавать казахскую современную архитектуру, государство должно иметь геополитический проект. Язык – это фундамент, национальный алфавит – стена, идеология и религия – крыша. Если эти понятия отсутствуют, то сложно создать казахскую современную архитектуру. Казахский орнамент - небесное письмо, это язык, небо и религия. Просто надо читать и расшифровывать, как мы жили? Кто мы? Не хочется возвращаться в прошлое, а хочется использовать прошлое как трамплин в будущее. Для меня казахская архитектура - это юрта с устойчивой и цельной формой, степные сакские курганы, без углов, где нет прямых линий, это как космос, и конечно, это - лошадь. Лошадь, как стена, часть архитектуры.
Посмотрите видео проект Рустама Хальфина «Любовные скачки» (из серии «Северные варвары»), где сняты на видео парень и девушка, занимающиеся любовью на скачущем коне, как в «спальне». Думаю, что не каждому народу дана такая возможность общения с «синим небом»! Монументальный же объект Молдакула Нарымбетова «Шанырак» и «Юрта» Сергея Маслова выглядят как космическая ракета. В городах Казахстана почти не встретишь архитектурных сооружений, построенных в национальных традициях. Если есть, то они все напоминают советскую эпоху. Современное искусство и архитектура Казахстана – разные. Мне кажется то, что сейчас строится в Казахстане, совсем не соответствует казахскому духу. По большому же счету, искусство и архитектура не имеют национальности. И второе, нашим правителям нынче не до современной архитектуры. Реконструкция же утраченного, дело сложное, занятие на несколько поколений.