Три витрувианских принципа: польза, прочность, красота должны, наконец, победить три российских принципа, три «Б»: больше, богаче, безопасней…Об этом и о многом другом, в том числе, и о том, что значит быть архитектором будущего, рассказывает в эксклюзивном интервью Евгений Кашов! Евгений Кашов всё это знает не понаслышке. Его компания «WithArch» - профессиональное архитектурно-дизайнерское бюро, объединившее ведущих специалистов.
«WithArch» - значит в тандеме с архитектором, исполнение желаний клиента «своим личным мастером». Бюро осуществляет полный комплекс работ в области архитектурного проектирования домов, коттеджных поселков, общественных и промышленных зданий. Кроме того, предоставляет уникальный пакет эксклюзивных предложений по созданию и обновлению дизайна и декорированию как частных интерьеров квартир, загородных домов и коттеджей, так и разработке общественных интерьеров: гостиниц, салонов красоты, бутиков, клубов, магазинов, офисов, спортивных объектов, ресторанов и кафе.
Евгений, в чем разница индивидуального проектирования и строительства в России и за рубежом?
На мой взгляд, данный вопрос формируют сразу несколько аспектов. И первым из них, несомненно, является разница в архитектурном образовании. На сегодняшний день в России не уделяют должного внимания адаптации неопытного студента к реалиям профессии. Главная проблема нашего архитектурного образования в том, что после 5-7 лет учебы молодой специалист, «выходя в свет» и не имея опыта практической работы, как ни странно, может работать над крупными серьезными проектами. Сценариев того, как выпадает такой шанс, множество: руководитель-управленец без архитектурного образования поручает работу молодому, но уверенному архитектору или же сам архитектор имеет определённые возможности и сразу по окончании университета открывает собственную мастерскую, набрав помощников. Ярким примером результатов такой работы могут служить многочисленные дома-пародии на классику во всех элитных направлениях Подмосковья. Это отражение целой эпохи «цифрового классицизма», когда компьютерное моделирование в глазах заказчиков стало доминировать над ручной подачей проектов, и любой 3d-дизайнер подкупал картинкой, жуткой, с точки зрения архитектуры и конструкций, но такой реалистичной в сравнении с рисунками «старой школы».
Если же говорить о международных и европейских стандартах подготовки архитекторов, то классификация специалиста и возможность работать над реальными проектными заданиями предоставляются только после прохождения практики в течение 3-5 лет и последующей сдачи нужных отчетов и экзаменов. Еще один немаловажный аспект – это накопление опыта и постоянное изучение новых технологий и материалов. Архитектор - профессионал, который учится всю жизнь. Развиваются технологии, появляются новые материалы, растут желания и возможности заказчиков. Этот процесс бесконечен, и архитектор должен шагать в ногу со временем, но, что немаловажно, усвоив опыт предыдущих поколений. Конечно, из всех правил есть исключения, и всегда находятся креативные умы, которые, не взирая ни на что, рождают на свет архитектурные шедевры. Но как раз таким профессионалам, как никому, нужна обязательная помощь конструкторов, инженеров и, скорее всего, опытных архитекторов в реализации идеи. Всегда важно рассматривать проект не просто как очередную работу, но и как возможность своеобразного научного исследования: изучения новых строительных конструкций и технологий, моделирования различных ситуаций, прогнозирования будущего и возможностей управленческой деятельности.
На сегодняшний день, по сравнению с Европой, в строительной отрасли России налицо явное отставание по всем важнейшим пунктам: инженерные системы и технологии производства, определение стоимости работ и сроков ее выполнения и, конечно, оценка качества выполненного проекта. Заказчик, его визуальный опыт и отношение к проекту оказывают едва ли не решающее влияние на реализацию идеи. Индивидуальный проект - товар уникальный, объединяющий искусство и техническую составляющую. Каждый заказчик также уникален и индивидуален, и от его визуального архитектурного опыта, его вкусовых предпочтений и пониманий прекрасного очень многое зависит.
Архитектор, как профессионал, может и должен высказать свое противоположное мнение касательно любого момента, но настоять лишь в тех, которые касаются морали и безопасности. К сожалению, в России часты ситуации, когда архитектор «бьет себя в грудь» и называет важнейшей единицей в реализации архитектурного проекта, но когда заказчик так или иначе меняет проект, покорившись капризу или мимолетному желанию, то специалист «сдувается» как воздушный шар и уступает всем пожеланиям, даже если они противоречат основной идее архитектурного облика или, еще хуже, отражаются на безопасности данного строения. Этого нет в Европе, где к специалисту и его мнению относятся с уважением и покорно соглашаются с любыми предложениями, т.к. понимают, что за неправильное решение и свою ошибку архитектор может получить уголовное наказание, а, значит, к любым вопросам он подходит очень ответственно. Нестабильность настроений и финансовые изменения также оказывают разное влияние на заказчиков в России и Европе.
В Европе при наличии любых проблем заказчик просто делает бессрочную паузу в проектировании или строительстве до лучших времен. Мы же подстраиваемся под ситуацию, что не всегда хорошо сказывается на проекте. Очень много случаев, когда вы проектируете одно, потом исправляете на что-то другое, а буквально на следующий день вам сообщают, что концепция меняется, и, в связи со сложной ситуацией в стране, решено сделать совершенно иной проект. И все это происходит, как правило, параллельно со строительными работами. В итоге от первоначальной идеи можно уйти очень далеко. Наконец, субординация как решающий фактор в реализации каждого проекта. Она напрямую зависит от заказчика, но и архитектор должен отстаивать своё положение в системе. Зачастую именно из-за неслаженной работы подрядчиков осуществление проекта сильно затягивается по времени, отчего страдает качество исполнения и, соответственно, сроки «жизни» здания или же, в самых запущенных случаях, все вообще заканчивается недостроем. На сегодня Россия занимает одну из лидирующих позиций по некачественному строительству. И эта проблема требует скорейшего решения и пересмотра всех этапов менеджмента и управления строительством.
Каковы же вкусовые предпочтения в России и за рубежом?
Исторически так сложилось, что Европа опережает нас и задает тон не только в архитектуре, но и в других областях. И если в столице это отставание стремительно приближается к нулю, то в индивидуальном строительстве ситуация несколько иная. Немаловажными являются внешние факторы, задающие тон новым строениям. Если на фоне устоявшихся в общем стилевом решении зданий вы вдруг увидите явно отличное, скорее, даже противоречащее всем остальным, то оно будет восприниматься как арт-объект, нечто новое и «кричащее». Но, стоит заметить, что «кричать» ему позволяют как раз окружающие, соседние здания, при этом подтверждая свою состоятельность и заслуженную гордость. Если бы архитекторы позволяли всем своим зданиям «кричать», то даже 2 таких рядом стоящих дома вызвали бы диссонанс, что ж говорить об улице. За городом также должно быть уважение архитекторов друг к другу, и встретить такого «крикуна» сложно, чего, увы, не скажешь о русских коттеджных поселках. У нас архитектурный процесс давно ушёл от принципов витрувианской триады: польза, прочность, красота.
В России правят три «Б»: больше, богаче, безопасней. Это не плохо, когда возможности растут, но главными, безусловно, должны быть первые три принципа. В целом, конечно, на сегодня функционализм в архитектуре достиг той степени, что постепенно стал универсально подходящим любой стране и, своего рода, интернациональным. И через какое-то время мы вряд ли сможем выделить, к примеру, истинно английский или русский стиль в архитектуре.
Евгений, а какова современная градостроительная политика Москвы?
Сейчас, как никогда, градостроительная политика Москвы ориентирована на жителей столицы, о чем в видеороликах и инфографике можно узнать на сайте stroi.mos.ru или просто регулярно просматривая городской телеканал «Москва 24». С развитием технологий, коммуникаций и, главное, понимания среди градоуправляющих того, как это работает и где это можно применить, выстраивается такая система, где каждый небезразличный к своему городу может в нем что-то улучшить. И развитие города, безусловно, должно в разы ускориться. Но, на мой взгляд, в этой гонке главное - не забыть о восстановлении или реновации уже существующих аварийных зданий и территорий, чтобы не получилось, как в анекдоте: «Архитекторы, чтобы сохранить единый архитектурный стиль города, не вмешиваются в процессы эрозии и гниения». Да, есть программа «1 рубль за 1 квадратный метр», но видимых изменений в городе очень мало, а, учитывая цену метра в центре столицы и количества пустующих строений, можно предположить, что программа требует корректировок или популяризации недвижимости, требующей восстановления, в конце концов, привлечения города для самовосстановления. Сегодня весь дискурс сводится к инфраструктуре, все называют себя урбанистами, но не стоит забывать о живописности, об архитектуре как искусстве. Также особое внимание следует уделить экоустойчивой архитектуре, за которой, безусловно, будущее. А новая Москва, как никогда — это город для воплощения самых передовых «зеленых» проектов.
Почему же в городе архитектура настолько разная? Несмотря на то, что очень много красивых и интересных зданий, в целом складывается ощущение путаницы и мешанины, почему?
Как я уже ответил выше, это проблема русского проектирования. Каждый заказчик, каждый архитектор, имея возможность строить в Москве, желает выгодно отличиться или, как минимум, не выглядеть проще своего соседа. Мало кто готов быть фоновым архитектором, хотя спроектировать гармоничное здание, подчеркнув красоту соседних, - не менее сложная задача, чем превзойти предшественников. И если во времена деревянного зодчества каждый пытался превзойти соседа в ажурной резьбе и малых архитектурных формах, и улица из разноцветных и даже сильно разноразмерных, но деревянных строений не вызывала диссонанса, то с развитием возможностей строительства стало сложно сохранить гармонию. А это и есть основная задача для грамотного архитектора.
Есть ли у Москвы своё «лицо»?
Да, определенно есть. Москва очень разная, она, как солянка - русское блюдо, которое мы в большинстве любим, единицы – нет. А иностранные граждане не все понимают сразу, но если распробуют, то, как говорится, за уши не оттянешь. Взять, к примеру, Покровский собор - яркий пример «солянки», но очень гармоничной и признанной во всём мире как символ Москвы, России. «Солянка» - это не хорошо и не плохо. Это российская действительность, отражение истории столицы, страны. И, наверное, в этой разноплановости города и кроется отличие Москвы от других европейских столиц, ее прелесть и очарование.
Как новая архитектура влияет (подчеркивает/меняет) Москву?
Каждый город неотъемлемо существует во времени и эпохе, отражая новыми зданиями тот или иной этап в своем развитии. К сожалению, сегодня зачастую появляются объекты, которые проектировались не архитекторами, а заказчиками с помощью «первых рук». Нередки ситуации, когда заказчик, имея хороший бюджет, предлагает реализовать ужасающий проект, и очень сложно убедить его в том, что данное здание не соответствует представлениям об идеальной архитектуре. Однако самое страшное для новой Москвы - это «копипаст». У нас существует большая проблема в применении новых материалов и технологий. Заказчику кажется, что эта затея вызовет лишние риски и траты, поэтому по привычке обращается к тому, с чем работал неоднократно. В итоге получается: «А давайте сделаем фасад как у этого здания. Он же был дешевым в строительстве и хорошо продавался!». Или ещё хуже: «Сделайте также красиво, как у них, но материалы подешевле». Не стоит уходить в крайности и рассуждать на уровне обывателей: новое и высокое – плохо; старое и незаметное – хорошо! Глупо развиваться с девизом: «Прошлое России – наше настоящее». На мой взгляд, из Москвы поздно, да и не нужно делать город-музей.
Будущее столицы за архитекторами, которые стремятся идти в ногу со временем и быть в курсе последних мировых тенденций, но, в то же время, ценят историю и направляют свои знания и умения в гармоничное развитие состоявшейся Москвы. Если сравнить строения со словами, а улицы – с предложениями, то наша задача – выявить грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки в тексте города и исправить его в красивый, наполненный смыслом и эмоциями, гармоничный и неповторимый шедевр.