У Главной выставки страны непростая история. За годы своего существования ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ — ВДНХ потеряла почти восемьдесят процентов декора. Нынче на ВДНХ в павильоне «Центральный» открылась выставка «Художники ВДНХ». В экспозиции демонстрируются работы выдающихся советских и российских художников, которые создавали стиль и образ ВДНХ, работали над декором и дизайном Выставки достижений народного хозяйства. Об этом – читайте в интереснейшем интервью с Дарьей Макаровой.
Дарья, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о концепции выставки.
Над созданием образа ВДНХ трудились более 1000 художников, известных и разных. Мы хотим показать, что ВДНХ была не только Выставкой достижений народного хозяйства, но потрясающим музеем во всех смыслах, с интерьерами, декором, живописью, скульптурой и графикой. Понятно, что мы не можем в рамках одной выставки показать всю тысячу художников; мы акцентируем внимание на двадцати, которые работали в разные годы над созданием образа. Это исследование, которое продолжится серией последующих выставок, посвященных художникам ВДНХ. Мы представляем художников работами, как непосредственно сделанными для выставки, моделями, эскизами, так и работами (если у нас не было материалов по художнику, вещи были утеряны в павильонах), из других собраний, сделанных в стилистике ВДНХ. На выставки представлены практически все виды и жанры изобразительного искусства. Еще Эль Лисицкий в 1935 году сформулировал тезис о синтезе искусств, о едином монументальном стиле, который хорошо считывается и хорошо понятен народу. Хотя сам Лисицкий не слишком много реализовал на ВДНХ, именно этот принцип колоссальности, монументальности образов, был использован при формировании стиля ВДНХ.
Как выбирали художников?
Мы не делали акцент на одном или двух персонажах. Все двадцать художников для нас в равной степени важны. Все они в разные годы работали над реализацией плана монументальной пропаганды. Мы, скорее, пытались создать атмосферу. В экспликациях перечислены все работы художников, и то, что можно видеть на территории ВДНХ, и то, что утеряно. Кроме того, у нас есть мультимедийная составляющая выставки, проекции, которые реконструируют то, что когда-то было здесь, например, созданные Соколовым-Скаля в 1939 году для интерьеров Центрального павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки панно «Штурм Зимнего Дворца» и панно «Выступление Ленина на Втором съезде Советов в Смольном». Эти две вещи встречали посетителей при входе.
Несколько слов о самом павильоне…
Павильон «Центральный» был главным, самый самым репрезентативным павильоном на Главной выставке страны, Павильон №1. Разумеется здесь преобладали сюжеты, связанные с образами вождя, мира, славой советского народа. Начинался интерьер павильона, как я уже сказала с двух панно Павла Соколова-Скаля «Штурм Зимнего Дворца» и «Выступление Ленина на Втором съезде Советов в Смольном». Завершался же он барельефом Евгения Вучетича «Советскому народу слава!» (1950-53 гг.), над которым скульптор работал 3 года, и который вновь открылся после реставрации,. Это потрясающий шедевр советской монументалистики, 84 метра длиной, самый масштабный на тот момент барельеф в истории советского монументального искусства.
Дарья, а вам не кажется, что на истории ВДНХ можно проследить зарождение и формирование советского дизайна?
Да, совершенно верно. В экспозиции прослеживается и история ВДНХ, и зарождение и формирование советского дизайна. Как известно, вместе с эстетическими предпочтениями руководства страны, вектор и концепция Главной выставки менялись. С 1935 по 1955 годы территория ВДНХ активно изменялась, застраивалась. Как я уже говорила, почти тысяча авторов принимала участие в оформлении Главной выставки страны, такие выдающиеся художники, как Евгений Вучетич, Матвей Манизер, Владимир Фаворский, Аркадий Пластов, Александр Самохвалов, Александр Дейнеко и так далее. Именно они работали в русле абсолютно Ренессансной идеи синтеза искусств. Они были и художниками, и дизайнерами, и декораторами. Разумеется, здесь повторяются какие-тотемы, которые транслировались: тема труда, колхозницы, стахановцев, радостного будущего советского народа, построения развитого социализма. Кстати, не надо забывать, что работа над интерьерами и экстерьерами ВДНХ совпало с великими стройками Советского Союза, такими как строительство московского метрополитена, Волго-Донского канала, возведение московских высоток. Практически все художники ВДНХ работали на этих стройках, например, Манизер, автор многочисленных станций московского метрополитена.