Пётр Костёлов, художник, сценограф, клипмейкер, архитектор считает, что между декорациями и интерьерами сущетвует много общего.
Как вы пришли в архитектуру?
Пришел из мира кино. По профессии я являюсь художником-постановщиком в театре. В начале своей карьеры в
Для вас существует разница между кинематографическими интерьерами и интерьерами реальными?
Для меня большой разницы не существует. Интерьеры в кино четко ориентированы на камеру. Важно, как воспринимает камера именно это пространство, его наполнение. Вопрос, как интерьер взаимодействует с человеком является вторичным. Я считаю, что хороший дизайнер способен создать и интерьер для жизни, и интерьер для кино, тому немало примеров!
Какоой принцип из мира кино вы используете в дизайне интерьера, архитектуре?
Самое важно, что в основе любого проекта должен быть образ, идея, причём понятная, внятная, артикулированная и вербализированная, чтобы её можно было обсуждать. И для кинематографа, и для театра, и для архитектуры наличие образности, художественной составляющей — гиперважно. В противном случае, можно получить безОбразную архитектуру., бесхарактерную, никакую.
В проектировании вы идете от функции к образу или от образа к функции?
Я иду от технического задания, от функции. Как правило, делаю много эскизов, вариантов объёмно-планировочного решения, иногда до 30 вариантов.. В каком-то смысле, этот этап является самым любимым, когда нет ничего, и из этого ничего надо сделать что-то. Образ формируется во-вторую голову, когда определена планировка.
Как можно определить стилистику ваших проектов?
Cложно давать метки своим работам. Одни говорят — функционализм, другие — конструктивизм, третьи — минимализм. Сам предпочитаю термин «необрутализм».
Какие приёмы в работе используете чаще всего?
Игра с масштабом — один из приёмов,, что позволяет дать новое измерение привычному и придать выразительность конструкциям, мебели, декору. Игра с масштабом делает маленькое большим и значимым, а большое уменьшает. Другой инструмент — разноуровневость. Разные урововни в интерьере и есть отражение многоплановости художественного образа, заключённого в дизайне и, одновременно, результат оптимального планировочного решения.
С вами легко работать?
Легко или сложно — не столь важно. Я стараюсь делать скрупулезные договоры, регламентирующие отношения между мной и заказчиком. Разбиваю процесс на составляющие по каждому этапу, чётко оговариваю сроки и действия обеих сторон. Этот инструментарий позволяет качественно взаимодействовать, а в случае конфликта мирно разойтись. К дискуссиям, возможным конфликтам следует относится спокойно, без боязни и пустых ожиданий.
Кто для вас идеальный заказчик?
Идеальный заказчик — разумный человек, который понимает, что архитектура и дизайн есть сфера профессинальных устремлений, а не вкусовщины.
Есть ли табу в работе с заказчиками?
Единой модели и однозначного ответа нет. Важно расставить акценты. Если знания заказчика поверхностны, желания и потребности сиюминутны, а настроения ветрены, как возможен диалог и продуктивное сотрудничество?! Если очевидно, что человек разумен и рационален, то от степени его участия зависит конечный результат. Те, кто приходят ко мне, хорошо знают мой стиль, мои работы, они готовы к нестандартным решениям, использованию металла, бетона, дерева в дизайне интерьера. Они любят сущностные вещи, потому что кругозор их широк. Эти клиенты обычно точно знают, чего хотят, они из тех, кто приходит на встречу к архитектору подготовленными.
Кто для вас авторитет в профессии?
Мне близки русские конструктивисты, Эль Лисицкий, Василий Кандинский.
Архитекторы для важных проектов часто делают авторскую мебель, а вы?
Всегда стараюсь сделать максимум из возможного. Я делаю корпусную мебель, конструкции, объединяющие пространства, в меньшей степени занимаюсь мягкой мебелью, потому что слишком много здесь технологических тонкостей. В моих проектах есть место авторским столам, стульям, шкафам и прочим системам хранения.
Было такое время, когда можно было сносить перегородки и делать квартиры - студии. Сейчас какова тенденция, сносить или строить?
Неважно, какова тенденция. Важна функция, назначение помещения. Надо сразу ответить на ряд вопросов. Сколько людей будет здесь жить? Как долго останутся вместе? Что ждут от жизни и друг от друга? Чего хотят, какие у них есть интересы, есть ли общие? Ответив на эти вопросы, можно сказать, сносить или строить.
Какая тема для вас актуальна?
Есть проблемы, от решения которых напрямую зависит и архитектура, и дизайн: перенаселенность, изменение человеческих потребностей, высокая стоимость жилья. Все это должно привести к формулированию других принципов организации пространства, появлению нового алгоритма типового строительства и планировки. Существующие СНиПы, на мой взгляд, давно устарели, их надо пересматривать и вносить коррективы. Если переосмыслить потребности человека и переструктурировать пространство, можно создать доступное жилье с низким бюджетом и высоким качеством. Сейчас я разрабатываю новый проект и с уверенностью говорю, что могу разместить семью с ребенком на 32 кв. м. Чудес не бывает, особенно с метражом, однако можно существенно сэкономить, приняв другую систему планировки.
Что вас вдохновляет?
Музыка. Она сильно влияет на личность, минуя все рациональные фильтры. Если хочешь понять человека, понять, насколько он тебе близок, достаточно спросить, какую музыку он слушает? Для меня лично —это важный критерий.