Вторая часть интервью известного московского архитектора Алексея Комова, сына скульптора Олега Комова, лауреата и участника многочисленных российских и международных конкурсов и основателя проекта «Курортоград», посвященного советской архитектурной традиции Крыма уже не о Крыме. Вторая часть – об архитектуре вообще и в частности, о собственном стиле, о собственном доме и о собственных детях, которых у архитектора четверо! 14 ноября в рамках стартовавшего проекта "ТЕРРИТОРИУМ: курс урбанистических практик" в Казани в Центре современной культуры "Смена" открылась совместная экспозиция: рестроспектива "Курортограда" и фестиваля "АрхСтояние"
Алексей, новый вопрос, может быть, неожиданный, что такое для вас архитектура?
Для меня лично это все к чему прикладываю свой разум - и написание статьи, и подготовка экспозиции, и создание интерьера, планировка территории, объектов, и даже воспитание детей) - все созидание, все для меня архитектура. Гармония проверенная алгеброй. Конгломерат между образом и функцией. Если у тебя крепкая честная концепция, то и образ будет сильным, а это то, что и делает в итоге архитектуру искусством. Но функция это становой хребет концепции: я проектирую добротные машины для жилья и работы, для людей. Особенно важно, чтобы твои идеи и находки находили обязательное воплощение в том или ином проекте. А когда тобой задуманное осталось исключительно на бумаге, получаем "архитектуру вхолостую", всего лишь сорт графики, хотя и достаточно качественный). Вот именно после реализации я могу себе честно сказать -молодец!) Рассказы про то, что художник никогда не может быть удовлетворен, - это не про архитектуру для меня. Если ты не удовлетворен, тем что ты сделал, значит ты сделал плохо. Работа архитектора, в отличие от работы художника, это, в первую очередь, громадная ответственность во всем: от образа до безопасности, это непосредственное влияние на жизнь людей.
А самовыражение?
Есть лукавство в современной архитектуре, как и вообще в современном мироукладе. Не ты должен самовыражаться, как "шоу-мен от профессии", твои объекты без тебя должны внятно излагать "доброе и вечное" не перекрикивая, не срывая голос. Главный не автор сам по себе, а среда для людей и её традиция, в которую ты встраиваешься и становишься её частью и продолжением, может быть и неожиданным сюжетом, но преемственность, в любом случае, для меня обязательна. А зачастую самовыражение сегодня ставится в приоритет: я, я, я так вижу и тому подобное. Это просто смешно и одновременно трагично. Многих великих архитекторов уже давно нет в живых, за них и про их время говорит именно архитектура. Очень важно уметь читать архитектуру, читать город, среду. Архитектурная грамотность социума показатель его жизнеспособности, как носителя культурной традиции. В этом смысле меня многому учит опять же Крым. Парадигма Крымской архитектуры: сама по себе архитектура здесь на третьих, но важных ролях, а на первом плане уникальная природа и тысячелетняя традиция "крымского материка". К сожалению, не многие это понимают и в этом большая опасность и для Крыма и для профессии в целом сегодня.
Любимые архитекторы?
Сложный вопрос. Я люблю разумную архитектуру от сердца. Разных эпох и местоположений: от греческой архаики до евпаторийского модерна. Я с большим почтением отношусь к наследию пионера крымского архитектурного авангарда 30-х Бориса Белозерского, который заслуживает места в одном ряду с Ильёй Голосовым, Константином Мельниковым, братьями Весниными и другими нашими корифеями. Для меня очень близки стилевые поиски архитектуры 30-х годов прошлого века, ещё не перегруженные чрезмерно "архитектурной бижутерией". (В этом смысле я солидарен с моими коллегами из группы "Дети Иофана" и в частности с блистательным Степаном Липгартом). Как архитекторы тогда умели, решать непростые задачи в сложных и сжатых условиях! Это плеяда архитекторов начала 1930-х годов, постконструктивизм, в который только-только стало проникать переосмысленное классическое начало. Я люблю архитектуру того периода, отошедшую от жесткой машинности, но ещё не отцепившуюся от авангардного локомотива, где классические детали тонко акцентируют пластические и пространственные находки авангарда 20-х.
Алексей, вы родились в семье скульптора, среди дивных интерьеров, наполненных искусством. Как архитектор, вы работаете зачастую и с интерьерами, для вас это важно?
Тут все зависит от того, насколько архитектор себя соотносит и соответствует внутренне поставленым задачам, испытывает ли он, проще говоря внутренний драйв. Всё важно, к чему ты прикладываешь усилия, что ты проектируешь, будь то собачья будка или небоскреб, шашлычная или новый город. А делать интерьеры для меня безумно было интересно всегда. У меня не стоит проблемы: низкий это это жанр или нет, вечный спор интерьерщиков и объемщиков. Я вообще по образованию градостроитель. Для меня важна среда. Интерьер - это сфокусированный средовой портрет Потребителя, выраженный архитектурными средствами. Чтобы заниматься интерьерами нужна команда единомышленников, зараженных идеей. Свои приемы пластические, декоративные, пространственные нарабатываются с опытом, благодаря образовательной основе, той самой архитектурной школе, частью который надо всегда себя ощущать и смирять гордыню иногда. Я в интерьерах работаю как скульптор. Мне нравится лепить пространство, я чувствую "объёмную пустоту" физически. Для меня важно простроить всю драматургию, "проверить алгеброй гармонию". Это очень увлекательно! Повторюсь очень важно, также, чтобы человек ощущал интерьер своим. Важной составляющей процесса является поэтому общение с заказчиком. Мне нравится высказывание Рема Колхоса, что работа архитектора, это - на 75 процентов работа психоаналитика.
Архитектор – заказчик, как вы работаете? Прокомментируйте…
Когда мы говорим об архитекторе и заказчике, мы еще забываем, что между ними стоит исполнитель. Я с подрядчиками строг, такой вот Сталин, проверяю все журналы авторского надзора, строители от меня зачастую стонут. Мои объекты для меня, как дети. Нет большего кайфа, когда заканчивается стройка, и тебе строители говорят, что мы мол, сначала были очень напуганы, нам было страшно, но вот сейчас, когда все сделано, знаем, что с нами по-другому нельзя! Я работаю на перспективу, где важны не только и не столько деньги, сколько стабильный результат. У меня есть заказчики, с которыми давным - давно начинали сотрудничество с небольших объектов, и прошли совершенно разные по масштабам типологии… Я, как доктор для них, домашний. Тут важно доверие и все та же преемственность.
Стиль?
Называл бы свой стиль "архитектурным реализмом", когда декоративная составляющая проистекает из смычки образа и функции, когда деталь появляются не потому, что «так рука пошла», а потому что именно она будет именно здесь, каждая нота должна быть оправдана. Это принципиально. Мой стиль балансирует на стыке современного и традиционного. Должен чувствоваться человек и важен внутри характер.
Теперь немного расскажите о вашем собственном доме на Волге…
Это старый дом в Тутаеве, старое название города Романов. Дом традиционно вытянут хозчастью, где есть загоны для коз, для кур, гусей. Я их не сломал, а "переформатировал", всегда можно будет вернуть изначальную функцию, если что. Многое, что сделано здесь, сделано для детей, делаю то, чего не было у меня в детстве... У нас есть, например, старый большущий сеновал. Мы из сеновала сделали для наших детей огромное пространство, чтобы отлично и с пользой время проводили, такой детский театр... Самое главное в этом доме – то, что есть вокруг него. Это и есть мой мир, помимо Крыма. Здесь сохранилась традиционная купеческая незалакированная архитектурная среда русского города. Здесь фильмы снимают. Лес, река, поля – это же лучший интерьер для настоящей жизни!