Паруйр Давтян придумал автомат. Автомат особенный, хотя, конечно, он похож на автомат для продажи конфет. В специальную капсулу, которая выпадает из автомата, вложена конфета с бумажкой, на которой напечатана цитата. Это высказывание какого-то великого человека, а может быть и совсем простого человека. Все участники, и великие, и простые дают определение искусству. На поставленный вопрос существует много ответов, от которых трудно отмахнуться. Все это в совокупности изменяет наш мир, к лучшему, разумеется..
Конфетка стоит всего 10 рублей. Деньги от проданных капсул с конфетами пойдут на образовательные программы.
Паруйр, этот спецпроект начинается в момент открытия биеннале?
Да, он начинается вместе с открытием Московской биеннале современного искусства. Первые аппараты — а это просто машины по продаже конфет — появятся в ГЦСИ и на Петровке, в Музее современного искусства. При этом проект задуман не как часть биеннале, а как бесконечно разрастающийся непрерывный процесс. Надеюсь, он никогда не закончится. Мне хочется, чтобы как можно больше институций, музеев, галерей начало устанавливать у себя эти автоматы. Их количество не будет ограничено. Но в первое время они разместятся примерно на 15 площадках: это ГЦСИ, ЦТИ ФАБРИКА, Культурный Фонд «Екатерина», Stella Art Foundation, ММСИ, Музей декоративно-прикладного искусства, Дарвиновский музей и т.д.
А теперь поподробнее, пожалуйста…
Главный герой проекта — капсула. В нее будет вложена конфета с бумажкой, на которой напечатана цитата. Это высказывание либо великого деятеля, либо простого человека, решившего поучаствовать в проекте и через сайт www.whatisart.ru дать определение искусству. Конфетка стоит 10 рублей. Деньги от проданных капсул с конфетами пойдут на образовательные программы Института проблем современного искусства.
А что можно говорить о цитатах?
Их я отбираю сам. Искал в книгах, в интернете, их очень много. На сегодняшний день собрано около 500 цитат великих людей и 300 высказываний наших современников, пользователей интернета, зашедших на сайт www.whatisart.ru. Там всего лишь одно окно, куда нужно вписать свой ответ на вопрос «Что есть искусство?» и подписаться. В какой-то момент это высказывание вместе с фамилией автора попадает в одну из капсул. Я убежден, что дать определение искусству может не только великий классик или признанный эксперт — слова простых людей и наших современников важны не меньше. Так или иначе, я не занимаюсь расстановкой приоритетов. Я концентрируюсь не на том, что сказали люди, а на свободе высказывания и доступе к нему. Главный мой интерес — множество. Мне хочется наглядно продемонстрировать, что на поставленный вопрос существует много ответов. Не то чтобы мы этого не знали, но когда они материализованы в виде множества маленьких капсул, от этой данности становится труднее отмахнуться.
А где должны стоять аппараты?
Я намеренно ставлю их за пределами музейного пространства, чтобы не выставлять автомат как произведение искусства, потому что оно таковым не является. Я ставлю их перед входом. Если угодно, меняю ваш взгляд перед тем, как вы попадаете внутрь. Таким образом, вы уже другими глазами смотрите на это искусство, с другими мыслями входите в галерею. Эта случайная встреча может многое изменить. Я исхожу из того, что выбор всегда непредсказуем. К искусству мы тоже приходим достаточно случайным образом, даже если многим это движение кажется целенаправленным. Работа отчасти затрагивает эти иррациональные аспекты выбора. Что касается дальнейшей судьбы проекта, то он должен зажить своей жизнью. Я как бы поджег фитиль и отошел. Люди высказываются, их высказывания попадают в конфеты, и я в этом процессе принимаю уже мало участия. Физическую работу (принести, установить автомат, вытащить оттуда мелочь, подписать контракт и т.п.) может выполнять кто угодно и без меня.
Это первый проект?
Такого рода первый. Это своего рода критика художественных институций, которые превращаются в аттракционы. Существует представление, будто для того, чтобы заманить посетителей, музеям нужно предлагать всевозможные развлечения. По сути, с помощью конфет я построил некую модель существования современного искусства и его пространств. Конфетная машина — олицетворение современного музея, который продает конфетку, развлечение, чтобы человек заплатил, вошел и насладился. Сегодня налицо тенденция сделать музей модным. Он органично встраивается в сферу элитарно-утонченного потребления. Если раньше музей критиковали за то, что он всё превращает в сувенир, выхолащивая специфику произведений и сглаживая противоречия, но теперь он всё превращает в аттракцион. И мой автомат выступает реакцией на это положение дел.
Как проект будет саморазвиваться? Может быть в Лондоне? В Париже?
Вполне возможно. Мы шутили, что конфеты-капсулы будут продаваться на следующей Венецианской биеннале. Правда, уже не за 10 рублей, а за 1 евро. Я ориентировался на сумму, которая у каждого есть в кармане и которую не жалко потратить. На 10 рублей ничего купить нельзя. Но, как ни странно, ими можно поддержать студента.
О себе.
Я из семьи живописца и начинал как живописец. Потом «пошел по наклонной», повстречал разных товарищей. Сейчас работаю совместно с Юрием Альбертом, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым. У нас существует одновременно 3 группы: «Купидон», «Эдельвейс» и «Царь Горы». При этом состав один и тот же, и мы делаем всё. «Купидон» занимается тотальными инсталляциями. (29 сентября открылась выставка в Stella Art Foundation.) Группа «Царь Горы» появилась в этом году и занимается исследованиями живописи. Летом мы провели первый совместный пленер: выехали в Экс-ан-Прованс, забрались на гору Сент-Виктуар, которую на протяжении долгого времени писал Сезанн, и с горы писали то место, где он предположительно находился. А группа «Эдельвейс» занимается «действиями», перформансами с элементами театра. У актеров роли, конечно, не прописаны — мы всегда полагаемся на какую-то случайность…