Алексей родился в Москве (1975 г.) в семье известного скульптора Олега Комова. Окончил МАРХИ (1999 г.). Работал в «Архитектурном бюро АМ» (1995–2009). С 2009-го руководит собственной мастерской. Член Союза архитекторов России, советник Президента Союза архитекторов РФ. В его портфолио - более полусотни реализованных объектов. Он - лауреат и участник российских и международных конкурсов: «Зодчество», «Золотое сечение», «Под крышей дома», ArchiWOOD и проч., основатель выставочного проекта «Курортоград», посвященного советской архитектурной традиции Крыма. Алексей - куратор крымской темы на всероссийском архитектурном фестивале «Зодчество», автор аналитических статей: «Проект-Россия», «Проект-Интернешнл», «Капитель», «СА – вестник Союза архитекторов».
Крымская Одиссея Алексея Комова разнообразна. Только что он сложил с себя полномочия главного архитектора Евпатории, но остался в статусе советника Главы Администрации Евпатории по архитектурной политике и участником Экспертного Совета при главе Республики Крым.
Про Крым
То, что касается Архитектурного Крыма, это моя личная долгоиграющая тема, которой я увлекся с головой и сердцем очень давно. Достаточное время Крым, говоря рок-музыкальным языком, был для меня side-проектом, помимо профессиональной деятельности, как практикующего архитектора. Крымскую строительную, инженерную и конструктивную специфику познал 10 с лишним лет назад, когда со своим бюро проектировал и строил на Южном берегу, в Ялте. В конце 2000-х основал с друзьями-сподвижниками выставочный арт-проект «Курортоград», посвященный советской архитектурной традиции Крыма, с которым колесил по стране, опять же до известных политических коннотаций. Главным действующим лицом нашего арт-проекта, моих выступлений и лекций, и диссертации был, есть и будет мой самый любимый древний крымский город Евпатория. Поэтому для многих моих коллег не было ничего удивительного, когда был назначен главным архитектором древнего города. В этом сентябре, правда, я сложил с себя обязанности по семейным обстоятельствам. Но, тем не менее, сейчас нахожусь в статусе советника Главы Администрации Евпатории по архитектурной политике и участвую в Экспертном Совете при главе Республики. Вышел осознанно из, как я говорю, раскаленного реактора, чтобы наладить реальную связь между Центром и Крымом, для пользы дела и внутри Евпатории. Главный внутренний ресурс Крыма сегодня – ВРЕМЯ. Им востребованы качество и скорость реального действия, а не разговоры о нем. Мой спектр и личная вахта: Архитектурно-градостроительная политика и Сохранение культурного наследия Крыма. Именно поэтому я рад быть в Экспертном Совете при главе Республики Крым.
Алексей, а кто в Крыму сейчас строит?
Проектирование и строительство идет крайне непросто и это объяснимо: Крым не быстро переходит с одних законодательных, да и просто житейских «рельсов» на другие, общероссийские стандарты. Тем не менее, нужно уже давать людям зримые результаты, отсюда более, чем где либо, здесь и сейчас востребована «тактическая урбанистика», которой я активно занимаюсь в любимой Евпатории, не смотря ни на какие трудности. Мы представим ее промежуточные результаты на всероссийском фестивале «Зодчество*2015» в Москве Что же касается крупных проектов – это же в любом случае вопрос нескольких лет, а не одного года! Но чтобы начать проектировать, сперва нужно получить техническое задание, которое составляется под конкретные программы с масштабными федеральными ресурсами. Но чтобы бурным потоком, о котором все мечтают, пошло финансирование из Центра необходимо скрупулезно выполнять все процедурные шаги, начиная с тех самых технических заданий: вроде бы замкнутый, но на самом деле логичный круг. Крымскому архитектурному сообществу, местным специалистам очень сложно и не привычно работать в таком режиме трансформации правил игры. Никогда в истории Крым не был на таких позициях, к нему приковано внимание и напряжение внешних сил, отсюда ответственность повышается многократно. А ведь архитектура и урбанистика способны стать надежными инструментами формирования «нового крымчанина» — человека, обладающего волей к развитию. Необходимо научиться правильно пользоваться и уникальным потенциалом культурного наследия Крыма, не расплескать свою идентичность в погоне за цифрами и метрами, сохранить свою «крымскую архитектурную школу». Не прогибаться и быть гибкими одновременно!
Алексей, хрестоматийный Крым – это архитектура прошлого. А что можно говорить о современной архитектуре?
Я могу ответить. Этот вопрос - мой конек. Я, наверное, считаюсь единственным специалистом-крымологом в стране, который может честно на него ответить. Тысячелетняя архитектурная традиция полуострова выросла не на противопоставлении личности и среды, воли архитектора и ландшафта, а в их творческом союзе. Это важнейший постулат для понимания Крыма, в принципе. Настоящая современная крымская архитектура только формируется, это вопрос ближайшего будущего и мне это крайне интересно наблюдать, участвовать, помогать процессу. В начале 1990-х в Симферополе был создан архитектурный факультет, начавший выпускать своих архитекторов для Крыма. Но в те времена многие либо уезжали, либо, к сожалению, уходили из профессии. Это одна из тяжелейших драм крымской архитектурной школы: выбито поколение, как раз 40-летних, самого боевого актива. Есть опасный разрыв поколений. И, тем не менее, сейчас вся надежда – на энергичную творческую молодежь, готовую взять ответственность на себя, и полноценно участвовать в архитектурной жизни не только своего региона, а и в больших масштабах. Только так можно повысить самооценку, а потенциал огромен, поверьте.
Так что же можно говорить о «лице крымской архитектуры»?
Это большая ошибка, когда пытаются говорить о каком-то едином стиле для Крыма, и не дай Бог навязывать. Этого упрощения ни в коем случае нельзя допустить, тем более, сейчас. Крымом должны заниматься интеллектуалы-крымологи, глубоко знающие специфику полуострова и суровые требования российской действительности. С середины 1980 –х местным архитекторам позволили наконец не адаптировать проекты с материка, а строить с нуля. Тогда казалось, что вот сейчас начнется Золотой Век! А тут откололась льдина, организм остался без головы, которая в советское время позволяла не задумываться о будущем. Государственные финансы все 20 с лишним лет в инфраструктуру не сильно шли, не только по политическим соображениям, чтобы до калитки не добежал. Надзаконным оказался сам уклад общества: кумовщина и другие «мрачные практики» решения местечковых проблем на фоне незаслуженно ускользающего наследия тысячелетней культуры. Важно понять: уникальность Крыма именно в разнообразии и глубине традиций. Это тот скрытый потенциал, который надо открывать, изучать и умело направлять в русло позитивных перемен, не забывая о людях, наследии и уникальной природе полуострова. Вместо «единого архитектурного стиля» Крыму, как воздух нужен рабочий архитектурный инструментарий: нормативы и стандарты. Это основа основ архитектурной идеологии.
А что касается частного строительства?
Строят массово, в основном, на Южном берегу Крыма. Оздоровление простого человека после распада перестало быть центральной темой. Главной темой стала цена земли. А она выше всего на ЮБК. Форос, Алушта, Ялта – это же всегда были «элитные угодья». Южный берег пострадал очень сильно. Есть, конечно, и прекрасные проекты, но их не так много, как это могло бы быть. Архитектура в Крыму, на самом деле, должна средово находится на вторых ролях. Основное здесь – природа, так что главная архитектурная парадигма: «не навреди»! Архитектура не должна перебивать тонкую красоту органики полуострова.
Алексей, а что вы строили?
Мы построили жилой индивидуальный дом в Ялте, резиденцию в 700 квадратных метров на сложном рельефе. Он развивается вдоль улицы разными объемами. Строили его 7 лет, хотя концепцию разработали достаточно быстро. Большая часть времени ушла на инженерную часть - специфика работы в горном Крыму. У нас, в средней России, ставят дом в грунт, нам важно в нем сбалансировать фундамент дома. Здесь грунт полностью выбирается и заливается бетоном, плюс сваи, что напоминает надежный имплант, вставленный в десну. В Крыму землетрясения ведь не редкость…
Ваши планы?
Мои планы, конечно, связаны с Евпаторией, даже после моего отхода из чиновничества. Планы связаны не столько с определенными объектами: храм, детский яхт клуб который мы будем строить, восстановление грязелечебницы…Я отвечаю за архитектурную политику, идеологию города. Ведь, как показал мой недолгий, но спрессованный опыт: главный архитектор – не архитектор в прямом смысле этого слова, это функция внутри административной машины. Дело не в том, что тут не до творчества, а в том, что ты сам становишься распределительным механизмом. Тут не до идеологии. Важно работать с людьми. Не только поставить перед собой какую-то задачу, но объяснить её людям и дать продукт, включая информационный! Дерзкая задача – сделать Евпаторию архитектурной столицей Крыма! Здесь уже проходят конкурсы, выставки, воркшопы, появляются новые малые формы, с трудом, но налаживается благоустройство. Мы, например, на улице Фрунзе и набережной Горького снесли всю несанкционированную торговлю, ввели новый тип деревянных павильонов и многое другое. Малыми средствами пытаемся уже сейчас изменить облик и настроение города. В Крыму важно понимание среды. Без этого чутья ни урбанистики, ни архитектуры достойной Крыма не создать. Если вы хотите почувствовать настоящее, почувствовать драйв, а не просто в парках фестивалить – приезжайте сюда!