От концепции - до рабочей документации, от интерьера - до застройки, от реконструкции индустриальных зданий - до проектирования «зеленых» кварталов. Так работает молодая, обаятельная московская компания GaFa Architects. О секретах своего успеха, устойчивой, экологической архитектуре, о новых тенденциях, радостях кризиса и о многом другом рассказывают основатель компании Григориос Гавалидис и Главный Архитектор Проектов Андрей Сорокин. Читайте!
Григориос, вам, вероятно, часто задают вопрос о названии компании, расскажите и нашим читателям, почему GaFa?
Все очень просто. Название GaFa расшифровывается как Gavalidi&Friendsarchitects, то есть, Гавалидис и друзья… Название делает акцент на особом характере отношений и внутри нашей команды, и в отношениях с нашими клиентами. Мы сравнительно молодая архитектурная дизайн-студия, но спектр наш достаточно широк: современная архитектура, градостроительство, проектирование. Занимаемся также интерьерами. У нас много реконструкций: фабрики, заводы, набережные. Главное направление профессиональной деятельности - создание максимально комфортной среды. Решаем по совокупности архитектурные, экономические, экологические, социальные задачи. В последнее время мы стали также очень популярными в реконструкции.
Еще несколько слов о вашей славной компании…
Андрей Сорокин:
Компания находится в стадии активного развития, после короткого, но очень эффективного периода становления. Я назвал бы этот период «этапом экспансии». Компания наша небольшая, но при этом есть все уровни и все возрасты: от очень молодых, но очень энергичных, очень талантливых, до не очень молодых, но очень опытных. В компании есть, например, архитекторы, которые, как я, например, в профессии еще с советских времен. Все вместе- очень удачное сочетание. К тому же, Григориос, основатель компании, настоящий европеец, что важно!
Григориос Гавалидис:
После получения диплома я изучал биоклиматическую архитектуру в Metropolitan University в Финляндии и Германии. Проектировал и строил объекты элитной жилой недвижимости на островах Греции.Сотрудничал с международными архитектурными бюро, в том числе бюро Эрика Оуэна Мосса, а также ZahaHadidArchitects. Работал в Санкт-Петербурге в компании Град Инвест, занимающейся реализацией собственных инвестиционных проектов. А в 2010 году переехал в Москву.
Команда GaFa на протяжении этих лет практически не менялась.Сейчас в команде 14 человек, оптимальное число. Мы называем, ее «маленький гигант».
Андрей Сорокин: Мы стараемся не замыкаться в себе, не вариться в собственном соку. Постоянно смотрим, что происходит вокруг нас, кто что построил нового, ходим на профессиональные семинары, лекции. Наш вектор - не поток, а достижение новых высот. В любой работе мы выкладываемся по полной. Участвуем в конкурсах, в том числе международных, это создает ощущение вовлеченности в мировой процесс.
Прокомментируйте, пожалуйста, некоторые последние проекты.
Григориос Гавалидис:
В данный момент мы делаем Апарт-отель Айсберг, занимаемся комплексом Бутырская/Офисный центр, реконструкцией всего здания, ну и многим другим. Здесь много интересного. Крыша Апарт-отеля Айсбер, например, построена на основе «инсоляционой горки», обеспечивающей минимальный режим инсоляции в квартирах существующих жилых домов. Комплекс - замкнутый прямоугольник со внутренним двором. Западное и восточное крылья представляют собой корпуса с двухсторонним размещением апартаментов, а по сторонам центрального коридора, в северном и южном крыльях апартаменты размещаются только по южным фасадам. На северные фасады выходит односторонний коридор. Все это позволяет максимально обеспечить инсоляцией проектируемые жилые единицы, приближает апартаменты по уровню комфорта к квартирному типу жилья.
Еще один интересный проект, находящийся на стадии концепции - станция метро Римская. У выхода из станции метро Римская мы применяем наши наработки из области параметрического моделирования. То есть, необычная конструкция навеса в данном случае, поддерживается колонами в виде ветвящихся деревьев, которые берут начало с кровли павильона кафе. Конструкция плавно переходит в навес над выходом из метро и завершает свою функцию козырьком автобусной остановки. Это только несколько примеров, есть еще много объектов.
А как вы ощущаете себя в кризисное время? Что-то изменилось?
Григориос Гавалидис:
Да, конечно, раньше мы, например, могли работать с более дорогими материалами, сейчас же заказчик пытается урезать бюджет. Чтобы он мог позволить нечто большее, стараемся взять качеством.
Андрей Сорокин:
Кризис в строительной области, как ни странно, сыграл положительную роль. Он «почистил» рынок. В «тучные годы» архитектор был слишком избалован, было много халтуры, некомпетентности. Сейчас все намного жестче. Для архитектуры кризис - это не так уж и плохо, потому что, во-первых, происходит естественный отбор, во-вторых, все начинают считать деньги. Все становится более рациональным, экономичным, но не в ущерб качеству. С предпоследнего кризиса 2008 – 2009 года прошло всего 6 -7 лет, а качество работы архитектурных бюро резко улучшилось…
Григориос, вы много работали в Европе, хорошо знаете ее современную архитектуру. А что можно говорить в этом смысле о Москве?
Москва сильно поменялась за последние, буквально несколько лет. Сейчас она хорошо выглядит, достаточно стильно, лучше, чем многие города Европы. Архитектура реально меняется в лучшую сторону. Я говорю о новой, современной архитектуре.
И последний вопрос, что же можно сказать о вашем стиле?
Григориос Гавалидис:
Мы еще компания молодая, экспериментируем с разными стилями, материалами, так что мы очень разнообразны. Работать сейчас в каком-то едином стиле – для нас это было бы неправильно.
Андрей Сорокин:
У кого есть собственный стиль? Мы знаем множество компаний, архитекторов с большим опытом, а по стилю узнаем лишь работы немногих - Заху Хадид, например, Либескинда, еще десятка полтора мировых знаменитостей. Из наших Скуратова тоже можно безошибочно вычислить, Плоткина. Выработка собственного стиля – очень серьезная вещь. Наличие узнаваемого и востребованного клиентами собственного стиля сразу ставит архитектора на иную высоту, взводит его в ранг «звезды».
Для нас поиск собственного почерка - очень важная задача, конечно, мы работаем в этом направлении.
Григориос Гавалидис:
Если говорить о стиле, мы, в первую очередь – объемщики, делаем объемы. Ну и особое внимание уделяем цвету, фактуре, их сочетаемости, это важно. Что касается, конкретных проектов, есть, например, офисный комплекс на Бутырской 28 (Бутырская/Офисный центр). Офисный центр - реконструкция промышленного здания прошлого века, построенного из красного кирпича. (Здесь мы впервые применили на фасадах вставки из дерева). Можно сказать, что все сделано в стиле «эко-фьюжн», который предполагает внимательное отношение к материалам, создание нестандартных объемных пространств, уютных, удобных, сомасштабных зданий.
Андрей Сорокин:
Хочу позволить себе несколько ремарок. Наша компания занимается всем: от концепций до рабочей документации и авторского надзора, от интерьера до застройки. Мы внимательно изучаем новые технологии, нам очень интересна тема «устойчивой», «экологической» архитектуры. Надеемся, что проектирование «зеленых» зданий и кварталов уже совсем скоро станет частью обязательной программы для всех участников строительного процесса.