Московский музей дизайна сделала команда очень молодых профессионалов. Ребята сделали то, о чем никто до этого не пытался ни говорить, ни думать. О победах, трудностях и планах рассказывает Александра Санькова, директор Московского музея дизайна. Читайте, всё это похоже на остросюжетный детектив!
Александра, немного истории, о начале… Это очень интересно! Как зарождалась идея создания музея?
История наша безумная. Все началось в 2010 году. (Непосредственное же открытие музея состоялось 29 ноября 2012 года в ЦВЗ «Манеж» выставкой «Советский дизайн 50—80-х»). Когда мы начинали, у нас не было ни средств, ни базы, но была команда единомышленников. Мы знали, что если не начнем сейчас, то Музея дизайна так никогда и не будет в Москве. Не ждать и сделать все своими силами – таков был наш концепт. Мы отчаянно любили дизайн, ездили в Европу на всевозможные недели дизайна, ходили во всех странах в музеи дизайна, и думали, вот сейчас, вот сейчас и у нас все получится… Но не было ни денег, ни спонсоров, мы могли только креативить. В Москве же, аренда, как вы понимаете, невероятная, сделаешь ремонт, въедешь, а после этого тебе сразу говорят: «Спасибо, всё замечательно!» И тут же аренда повышается в 20 раз.
Так что мы решили, нужен прецедент, вот возьмем и сделаем музей в овощном ларьке! А он будет переезжать с места на место. Эта идея пришла нам в тот момент, когда мы с коллегой Надей Бакурадзе работали в голландском посольстве, где рядом в овощном ларьке жил дедушка Акоп, грек с армянскими корнями, партизан, участник Великой Отечественной войны. В Трубниковском переулке у него был дом-самострой, который снесли, что называется, «облагораживая территорию». А хозяина просто выгнали на улицу. И вот Акоп, в свои 83 года, перебрался жить в овощной ларек. Потом снесли и овощной ларек, но Акоп не сдался. Он поселился в «Жигулях», а это было зимой, стоял мороз в сорок градусов. Он устраивал одиночные пикеты, писал жалобы, судился. Каждое утро мы встречались с Акопом, и он говорил: «Они думают, я умру, не переживу эту зиму. Но нет - они все умрут, а я жить буду». Он - человек с безупречной силой воли. Он – наш пример! И вот тогда мы подумали, давайте сделаем два хороших дела: создадим прецедент, то есть, сделаем Музей дизайна в овощном ларьке, это первое, и поселим туда Акопа, который будет его директором, это второе. Но Акоп от предложения отказался. Сказал: «С вами - хоть куда, но сначала я должен получить квартиру».
Что же было дальше?
Идея ларька мы еще долго была в наших головах. И тогда мы пришли с ней к архитектору Андрею Савину из «А-Б Студии». Но он объяснил нам, что в ларьке места мало и предложил купить коневозку. Это был следующий этап «строительства» нашего музея. Нам же понравилась такая простая и такая стильная архитектурная форма, к тому же, мобильная. Потому что наш главный козырь был – мобильность. То есть, мы можем, например, поехать с музеем в парк «Сокольники», в парк Горького, поехать в другие города, не нужно ходить в музей, потому что музей сам к вам приедет. Аналогия – агитпоезда 1920-х годов. Наш музей должен был стать таким агитмузеем, который будет ездить по России и рассказывать людям, что такое дизайн. Это концепция.
Но я знаю, что потом, в проекте появился автобус, так?
Да, в конце концов, мы дошли до автобуса. Нашли партнеров из автоколонны 1417, «Мострансавто» с его совершенно потрясающим директор Николаем Николаевичем Сидилевым. Он понимал, зачем нужен дизайн и почему так важна мобильность. Стали пытаться зарегистрироваться. Несколько раз получали отказ. Но, наконец, случилась невероятная вещь, советник министра юстиции, случайно полетевший в эконом-классе (в бизнес-классе полетела его жена, у них был только один билет), разговорился с нами в самолете. Я рассказала про наш музей, про то, как невозможно его зарегистрировать. Он объяснил нам механизм, который оказался совсем простым, и в течение двух недель наш музей был зарегистрирован. Все сегодня думают, что дизайн – это что-то дорогое, особенно те, кто с жиру бесится, что дизайн – это кресло не меньше чем за 20 000 евро! Сейчас дизайн – понятие размытое. Есть нынче, например, дизайн волос, дизайн ногтей… Именно поэтому, мы подумали, что надо заниматься просвещением, пропагандой дизайна. Фирменный стиль музея сделала известная голландская компания «LAVA». Они, кстати, предложили нам целых 46 вариантов нашего логотипа - чем совершенно нас покорили!
Но это только начало истории. Что замечательного произошло в последнее время?
В нынешнем году Московскому музею дизайна исполняется три года. За это время проект «музея на колесах» превратился в известную московскую институцию. Пять наших музейных выставок, прошедших за три года, посетило полмиллиона человек! Был снят цикл документальных фильмов о дизайне, но, все равно, в конце концов, мы пока, так и остаемся без постоянной площадки. Но это нас не пугает. У нас долгоиграющие планы. Мы собираем коллекцию дизайна, продолжаем искать здание для постоянной экспозиции. Первого мая открыли выставку для российского павильона на ЭКСПО 2015 в Милане, посвященную русскому авангарду: фарфор, ткани и инсталляция современного художника и дизайнера Елены Китаевой. Для нас важно было показать влияние авангарда на современный дизайн. Искусство этого периода вызывает неизменный интерес у Запада. Наша выставка стала достойной частью российского павильона, который был разработан бюро SPEECH (архитекторы Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая).
А что еще из последних выставок стало или станет знаменательным для музея?
Ну, например, в конце прошлого года в ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла выставка «Британский дизайн. От Уильяма Морриса к Цифровой революции». Это был перекрестный год культуры Великобритании и России. Все исторические экспонаты нам предоставил крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, лондонский Музей Виктории и Альберта, обладающей богатейшей коллекцией декоративного искусства и дизайна. На выставке были работы и из нашей коллекции. Теперь мы готовим новый проект в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Он посвящен датскому дизайну. А в сентябре в Роттердаме покажем выставку «Советский дизайн» в Европе.
А что еще можно говорить о планах, касательно того момента, когда музей, наконец, получит постоянное здание?
Параллельно с постоянной экспозицией в планах - три-четыре выставки в год. Это будут как проекты международные, так и проекты отечественные. В плане также - просветительская деятельность, и для профессионалов, и для детей, и для родителей. Хотим открыть библиотеку, регулярно делать мастер-классы. А еще, мы хотим создать программу для молодых промышленных дизайнеров, учащихся старших курсов и выпускников специальных ВУЗов. В планах также - организация стажировок студентов на предприятиях с возможностью остаться там работать. Мы мечтаем, чтобы дизайн, особенно промышленный, в России развивался, стараемся делать для этого все возможное. Например, сейчас мы представили на ежегодной международной промышленной выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге экспозицию, посвященную истории Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики - легендарного ВНИИТЭ. Это вызвало огромный интерес посетителей, особенно молодежи. Мы уверены, что у нас все получится!