Формальным поводом к этому интервью стал новый проект Кати-Анны Тагути «Люди/People» в ЦТИ «Фабрика», хотя мне давно хотелось поговорить в таком формате с этой тонкой, умной, талантливой художницей. В проекте «Люди/People» Катя-Анна Тагути выступает и как художник, и как антрополог-исследователь. Но не менее известна она и как дизайнер («Арт-бюро 1/1»). Ей подвластно все, в том числе, любая техника, от традиционной живопись-графика, до высокотехнологичных объектов.
Катя, расскажи, пожалуйста, как все начиналось?
Проект «Люди/People» я делала 5 лет. Началось все, когда вдруг поняла, что не хочу больше делать ничего технологичного, хочу делать рукотворное, многодельное, и чтобы материал был простой, лучше – холст; уголь. Проект мне сразу представился черно-белым, летучим.
Здесь показано несколько серий, одна из которых, «Объятия», вроде бы совсем простая. Она про то, как один человек обнимает другого человека. Про то, как эти двое невольно оказываются так близко, что один человек не может увидеть, обманывает его другой или нет. Про то, что доверчивость и полная открытость часто соседствует с лицемерием и предательством.
Есть и другая серия. Она посвящена моему отцу, его нелегкой жизни, тяжелой болезни, с которой он продолжает бороться. Здесь я пытаюсь показать, что старость это не ветхость и не разрушение. Все наоборот. Старость очищает. Старость сметает все ненужное и обнажает самое главное.
Кроме больших холстов без рам, (их четырнадцать), в экспозиции есть еще три инсталляции. В одной из них («Книга-окно» , созданной при участии Гарика Дралкина, графического дизайнера), в двухстворчатом окне пролистывается вся трудная жизнь отца. Второе окно, огромное, прозрачное становится выходом в другое пространство. Это видео-арт молодого режиссера Ани Шапиро. Есть еще один объект, «таблетки- календарь». Он тоже посвящен отцу.
Катя, рисунки делались с натуры или по-разному?
По-разному. Что-то я брала из журналов, что-то рисовала с натуры. Здесь собраны люди, близкие мне. Есть, например, философ и культуролог Григорий Померанц, которого я очень люблю, есть мои соседи. Мне, вообще нравится рассматривать людей, смотреть на лица. Еду, например, в метро, гляжу на человека и думаю, какая у него профессия? Как он проведет сегодня день?
Твой проект гениально вписался в интерьер зала. Здесь видна не только работа художника, но и дизайнера, декоратора. Такой опыт у тебя имеется. Прокомментируй, пожалуйста.
Зал Оливье сам по себе обладает достаточной энергетикой. Поддерживаемый многочисленными, регулярно поставленными колоннами, как большой гипостильный зал храма или дворца, этот зал бывшей бумажной фабрики имеет в своем интерьере нечто сакральное. Я очень боялась, что бывшая фабрика с ее сильной брутальной фактурой будет перебивать мои «рваные» и «расцарапанные» картинки. (Это техника сознательная.Я рисовала и смывала, рисовала и соскабливала, чтобы получился некий палимпсест). В экспозиции мне очень помогла Лена Соловьева, креативный директор арт-бюро 1/1.
Катя, у вас огромное количество интерьерных проектов, сделанных совместно с Леной Соловьевой. Как вы работаете?
Все интерьерные проекты – это, как правило, большие дома и квартиры, принадлежащие состоятельным людям. У нас с Леной сложился абсолютный тандем. Весь процесс выглядит так: сначала оценивается все пространство целиком; потом выбираются точки, требующие художественного вмешательства. Это может быть все, что угодно: стена под шелкографию, фартук на кухне, часть ванной комнаты, раздвижные панели. Разумеется, я всегда отвечала за искусство. Но стилистику, направление интерьерного решения мы всегда вырабатывали вместе. Я доверяю Лене Соловьевой безоговорочно: ее вкусу, чувству пространства, её чутью. Не представляю дома без искусства, как и жизнь без музыки. В проектах я выступала и как художник, и как дизайнер.
На сегодняшний день границы между искусством и дизайном становятся зыбкими, подвижными.Дизайнерские предметы превращаются в настоящие арт-объекты. (Меня, например, потрясают часы Филиппа Старка, сделанные в стиле «сказки о потерянном времени», часы, которые показывают время то сжатое, то растянутое). Смещение дизайна в сторону арта – общая тенденция. И в этом соседстве современное искусство становится более глянцевым, даже поверхностным и немного от этого теряет, дизайн же, наоборот, становится все более метафоричным, иногда странным, и приобретает.
Катя, а что можно говорить о вашем с Леной стиле?
Наш стиль, я имею в виду интерьеры, я бы назвала «вавилонским» от древнееврейского глагола בלבל bilbél «смешивать». «Продукты» арт-бюро 1/1 всегда создаются на стыке современного искусства и дизайна. Мы экспериментируем с разными эпохами и стилями, декоративными орнаментами и элементами разных культур, используем и современный язык, например, в виде граффити, или японских комиксов «манга». Область пересечения интересов расширяется. Современное искусство и дизайн ломают стереотипы, трансформируют наши представления и обогащают наш опыт. Из чего это сделано? Зачем? Благодаря экспериментальным трактовкам и современным технологиям меняются контексты, месседжи и даже идеология произведений и продуктов. Предшественники современных художников и дизайнеров оставили богатое наследие. Мощный арсенал мотивов, образов, сюжетов, форм прорастает сквозь произведения, созданные вчера и сегодня.