Лучший молодой фотограф Москвы Алексей Парщиков рассказывает нашим читателям о своем творческом методе, архитектуре, архитектурной фотографии, о том, как вписать фотографию в домашний интерьер, о тиражах и ценах. И не только об этом, читайте с удовольствием!
Тимофей, ваша последняя выставка в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке носит название «Фигуры интуиции», это, понятно, оммаж Алексею Парщикову, прекрасному поэту и вашему отцу. Как пришло название?
Решение было коллегиальным. Я считаю, что название «Фигуры интуиции» - замечательная метафора, которую можно отнести и к фотографии (как искусству) вообще, и к данной выставке, в частности. Выставка составлена из нескольких проектов, в том числе, самых последних.
На самом деле, я в основном снимаю на цифру, но иногда по-прежнему - на пленку. Все зависит от проекта. Некоторые требуют меньше спонтанности, но больше терпения, вдумчивости, для этого процесс съемки на пленку медленный, вдумчивый, очень подходит.
Тимофей, можете дать несколько комментариев о процессе работы, от начала до конца?
Как правило, все проекты продумываю изначально, ничего спонтанного! Обычно, проект занимает много времени. Например, один из моих любимых проектов «Саспенс» занял несколько лет. Сейчас он уже закончен, в прошлом году вышла книжка. Могу рассказать, как он начинался. Я должен был снимать фильм (в качестве оператора), в жанре нео-нуар, фильм, где большая часть кадров снята ночью, с редким, тревожным освещением. Когда стал делать фотографические тесты для проекта, вдруг понял, что ощущение саспенса присуще, прежде всего, не кино, а реальной жизни. И тогда я начал искать какие-то такие сцены в окружающей действительности, которые похожи на остановленные кадры. Саспенс в кино — это всегда неразрешенность конфликта, незавершенность ситуации, сгусток смутной необъяснимой тревоги. Прием возник в послевоенные годы, в контексте второй волны европейского экзистенциализма. Саспенс в жизни – это чувство непроизвольной тревоги присущее человеку изначально, тревоги, которая оборачивается изоляцией, незащищенностью перед неизвестностью.
Это был довольно долгий проект. А вот коротких проектов у меня, пожалуй, что и нет. Легко и быстро может получиться только один снимок.
Как относитесь к архитектурным съемкам, к архитектурной фотографии?
Я вообще, вдохновляюсь самыми разными видами искусства. Часто это бывает живопись, часто - кино и очень часто это – архитектура. Архитектура необходима для понимания пространства. Основной же предмет моего внимания — это как раз таки, пространство и время. Фотография же, за редким исключением, это вопрос, прежде всего, построения пространства. Архитектуру я очень люблю. Люблю смотреть журналы по архитектуре, просто смотреть ее в разных городах и странах. Я документировал район Замоскворечья, в котором живу до сих пор. Хочу пересмотреть этот проект лет через двадцать. Интересно будет сравнить то, что было и то, что будет.
Ваши работы хорошо продаются, популярны у коллекционеров. Скажите, сколько отпечатков можно продавать, ведь фотография имеет огромные ресурсы, в смысле тиража?
Есть общепринятая тактика. Она заключается в том, что фотограф заранее заявляет о тираже. Чаще всего, это - 5 – 10 экземпляров. Все зависит от художника. Он волен сам обозначить цифру, но не имеет права напечатать 20 фотографий, если объявил тираж в 10. В противном случае, он рушит свою репутацию навсегда. Я работаю с тиражом от 5до 7 фотографий.
Тимофей, скажите, чем для вас является фотография? Что для вас самое важное?
Я бы не отделял фотографию от других произведений искусства. Когда произведение искусства чем-то тебя трогает, когда возникает у тебя с произведением искусства контакт, заставляет тебя о чем-то задуматься – это и есть самое важное. Не всегда надо задумываться о чем-то конкретном. Просто, бывает, зазвенит вдруг какой-то колокольчик в подсознании… В этом смысле, я не думаю, что фотография отличается от живописи или архитектуры, от кино, музыки.
В фотографии я люблю и цвет, и монохром. Ч/б и цвет - это просто немного разные техники, но не более того. Правда, сам занимаюсь в основном цветной фотографией.
Считается, что фотографию в интерьере легко экспонировать, легче всего, так ли это?
Не знаю, не знаю… Все не так просто, не всякую фотографию легко внести в интерьер. Есть искусство, которое намного проще вписывается, хотя бы, абстрактная живопись. Фотографию, например, чисто репортажную, которая, как правило, очень сюжетная, вообще не рекомендуется вешать на стены в собственном доме. Это довольно неспокойная вещь, теребит глаз.
А что касается видео, для интерьерного, домашнего пользования, я думаю, оно крайне редко пригодно. Его можно коллекционировать, показывать на выставках, вот так…