Фонд «ЕКАТЕРИНА» совместно c Parkviev Parkview Arts Action показывает Москве современное искусство Китая. Выставкой «Об акулах и человечестве» «ЕКАТЕРИНА» открывает свой летний сезон. Президент фонда Владимир Семенихин любезно отвечает на вопросы: что такое современное китайское искусство, как интерьер может стать тотальной инсталляцией, есть ли пересечения у искусства и дизайна, ну и так далее. Читайте, это интересно!
Владимир, нынче Вы показываете в залах фонда современное китайское искусство. Как я понимаю, это Ваш первый опыт такого рода?
Да, действительно, это первая в истории фонда выставка китайского современного искусства, хотя в проекте есть и произведения наших соотечественников. Объекты Андрея Филиппова, например, занимают целый зал первого этажа. Мы давно думали о Китае, но как-то, что называется, рука не поднималась начинать работу с топовых китайских художников. В данном же проекте участвуют художники молодые. И ещё, выставка «Об акулах и человечестве» стала нашим первым проектом, который напрямую связан с экологией. За всю историю фонда аналогов не было, и, конечно, увидев в музее Океанографии в Монако эту выставку, мы посчитали, она то, что мы ищем. Нам понравилось ещё и тема проекта, очень необычная. Потому что акула, в сознании человека, является всегда отрицательным символом. Не существует ни одной истории, в которой акула спасает человека. Она всегда опасна, всегда агрессивна, всегда её челюсти готовы съесть человека. Даже у волка или у белого полярного медведя, крайне агрессивного существа, такой плохой репутации нет. Образ, например, белого мишки, на самом деле опасного хищника, мягкий, плюшевый, в отличие от акулы. Если же посмотреть статистику, видно, что людей, погибших от акул, крайне мало, акул же, убитых людьми, наоборот, крайне много. По современным данным в час убивают примерно 180 000 акул! Так что, сохранение популяции акул – тема важная. Китайцы стали одними из первых, кто включился в эту программу. Выставкой «Об акулах и человечестве» мы хотим разрушить стереотипы, которые сложились вокруг этих обитателей океана.
Владимир, кто делал экспозицию? Современное искусство иногда трудно хорошо вписать в существующее пространство, у вас же экспозиция на высоте.
Мы всегда работаем с профессионалами. Данную экспозицию делал куратор проекта Хуан Ду. Нам очень понравилось, как работает китайская команда. В Москву приехал не один куратор, приехали все художники, чьи работы были выбраны для экспонирования. Куратор сразу же определил место каждому в пространстве залах фонда. За выставку не стыдно, вещи просто великолепны! Некоторые специально созданы для нашего пространства. Нам, к сожалению, не удалось привезти огромную сеть, чтобы опутать ею всю площадь Воровского…
Владимир, каковы какие отличия есть у современного китайского искусства, на Ваш взгляд, взгляд профессионала?
Китай, все-таки, является сильным копиистом и мультипликатором, поэтому понять, где аутентичное искусство, а где переработанные западные ходы, всегда сложно. Но в любом случае, импонирует то, что китайские художники много работают. Даже те из них, кто достиг мирового призвания, не бросают работу, не почивают на лаврах, в отличие от многих наших художников. А так как население Китая в десять раз больше, чем население России, соответственно, на каждого русского художника автоматически приходится десять китайских. Разумеется, нашим работать и добиваться успеха проще и комфортнее, нет такой жёсткой конкуренции. Конечно, конкуренция должна быть, но когда она чрезмерна, выигрывают часто не лучший, а тот, кого больше финансируют.
Китай – это еще и локомотив экономики всего мира, что очень ощутимо. Они берут что-то из каждой культуры, перерабатывают, создают новое. Они строят новые города, музеи, отели. Вот, например, в Монако Макао скоро откроется супер роскошный отель «Луи 13».
В России всегда был популярен стиль шинуазри, (дословно китайщина), то есть, использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в интерьере, в моде. А может ли быть интерьерным современное китайское искусство?
Запросто может быть. Так же, как запросто любой интерьер может быть произведением искусства, хорошей тотальной инсталляцией. У нас, например, есть большая коллекция Палеха, и мы сейчас делаем комнату Палеха, с аутентичными настенными панелями, мебелью, аксессуарами.
Что касается современного актуального искусства, в том числе и китайского, то оно также легко вписывается в интерьер, как и традиционное, было бы желание. Современное искусство и дизайн имеют множество пересечений. Примером может стать, хотя бы мебель Захи Хадид, которая является не просто предметами мебели, а объектами современного искусства.
Ваши планы?
Мы традиционно работаем с Францией. Будем делать большую выставку видеоинсталляций, которая откроется после «Акул» осенью. Также, в дни Московской биеннале, хотим отдать должное Иосифу Бакштейну, сделать выставку в честь его 70-летия. Мы уверенно смотрим в будущее, будем и дальше показывать людям новое, интересное, то, чего ещё не видели в Москве.
Владимир, фонды, как мы знаем, играют большую роль, особенно сегодня. Вы согласны?
Да, разумеется. Мы были, практически первым публичным отечественным фондом, открывшим свое выставочное пространство. В начале нулевых нового века фондов открывалось много. Увы, время показало, что многие проекты оказались короткими. Мы же изначально рассчитывали на долгую историю. Мы создали фонд в 2002 году, но до этого уже сотрудничали с музеями и знали, как с ними работать. Сделали совместно с музеями много достойных выставок, но, в какой-то момент, пришли к выводу, что надо иметь собственную площадку, хотя бы для того, чтобы строить планы, работать с иностранными партнёрами, которые любят длительную перспективу.
И последний вопрос, Владимир, у Вас всегда получаются первосортные проекты, но это касается современного искусства. А планируете ли Вы выставку современного дизайна?
Мы подумываем над этим. Дизайн, как я уже говорил, имеет множество пересечений с актуальным искусством. У нас в 2008 году была выставка не про интерьер, но с элементами интерьера, это была выставка про посвященная Грейс Келли. И народу, посетившему эту выставку, посетителей оказалось рекордное количество. В течение полутора месяцев пришло около 90 тысяч человек, что для маленького частного фонда просто великолепно! Мы собираемся работать в этом направлении. Будут не только интерьеры, но и предметный дизайн, мода, которая сегодня превратилась в один из жанров искусства и достойна инсталированияинсталлирования.