Информационных поводов для этого интереснейшего интервью, было два. Первым стала презентация новых живописных полотен ключевого художника московской школы абстрактного искусства второй половины ХХ века, основателя теории «Темпорального искусства», Владислава Зубарева, поступивших в собрание Фонда РАИ в апреле этого года. Вторым поводом, было анонсирование совместной выставки Московского музея современного искусства и Фонда РАИ, первой выставки-исследования, которая представит студию «Новая реальность» как оригинальное явление эпохи «Оттепели», как альтернативный путь развития андеграундного искусства в контексте советского времени.
Ольга, скажите, пожалуйста, нашим читателям несколько слов, о приобретенных работах.
Большинство из них принадлежит периоду конца 1980-х начала 1990-х годов. Это был тот период, на котором окончательно сформировалась теория Зубарева, касающаяся понимания и изображения времени. Все работы отличаются мощной динамичной экспрессией. Начав свой путь в студии «Новая реальность», которую Элий Белютин основал в Москве в 1950-е годы, Владислав Зубарев покинул ее, основав направление «Темпоральное искусство», то есть искусство, воплощающее временные категории. Более 30-ти лет он вел занятия в собственной студии «Темпоральная реальность», а его теоретические и методологические наработки легли в основу одноименной книги.
Как мы знаем, Фонд русского абстрактного искусства провел несколько роскошных выставок в музеях страны, в том числе, и в Русском музее. В пространстве музея полотна Фонда РАИ смотрятся идеально, что подтверждает, что мы имеем дело с искусством музейного уровня. А могут ли эти работы жить в домашнем интерьере? В данном случае, мы, в первую очередь имеем в виду живопись Владислава Зубарева. Прокомментируйте, пожалуйста.
Любые интерьеры для него отличны… В любое музейное помещение внеси – будет хорошо. Картины Зубарева отлично смотрятся на досках, фанере, в лофте, в барочных интерьерах, это однозначно. Даже неоформленные картины, картины без багета, мгновенно встраиваются в пространство. Что касается частного пространства, домашнего интерьера, я хочу сказать, что во всех моих интерьерах есть картины Владислава Зубарева. Каждый человек воспринимает свое частное пространство, как убежище, как свою нору, где он восстанавливает силы. Дома должно быть уютно, хорошо, комфортно. Дом должен восполнять энергетику хозяина. В этом смысле, наличие в домашнем пространстве точки силы, является очень важным моментом, для того, чтобы это пространство стало живым. Дом должен иметь душу. Дом должен находиться с тобой в диалоге, особенно когда ты очень устал.
И все это, касается полотен Владислава Зубарева?
Абсолютно! Картины Зубарева – это бесконечные поводы для диалога. Любая картина Владислава Зубарева на стене стразу становится точкой позитива. Зубарев – это выход в сад, в сад возможностей, энергии и так далее. Повторяю, что во всех моих квартирах есть его работы, и не только в парадных зонах, но и в спальне, например. Для меня картины Зубарева - не парадная живопись для приема гостей, не повод показать, какой у нас современный дом. Живопись Зубарева уместна в любом личном пространстве. В каком-то смысле, она - лечение, в каком-то – перезарядка, в каком-то – сотворчество. Для меня она противовес телевизору и компьютеру. В эпоху развития электронных коммуникаций, как правило, использующих для овладения массовым сознанием всяческий ширпотреб, я вижу в картинах Зубарева возможность донести информацию о существовании иного пути, предполагающего превращение всей энергии информационного потока в творчество. Эмоциональная составляющая дает импульс мыслительным процессам. Когда человек приходит домой и утыкается в телевизор, смотрит сериалы, шоу, нечто пустое, он окончательно сажает свои батарейки. Потому что, он попусту тратит свою энергию, зрение. Мозг его движется по бессмысленному пути. Человеку только кажется, что он отдыхает, когда он, окончательно обессиленный, засыпает. Если же вместо сериала войти в пространство картин Зубарева, это другое состояние. Ты погружаешься в творческий процесс, результатом которого становятся новые образы, ассоциации. Он рождает совершенно необычные и нестандартные идеи.
Владислав Зубарев представитель нефигуративного искусства. А что вы скажите про реализм?
Реалистическое искусство тоже дает возможность диалога. С реалистическим искусством тоже может быть встреча, как со старым другом. Главное, чтобы художники были хорошие. Но это все одно и тоже, каждый раз ты входишь в один и тот же сад, каждый раз встречаешься с одним и тем же человеком. Абстракция же, это всякий раз – работа воображения, свобода творчества. Ты словно берешь в руки пластилин и сам достраиваешь тот или иной образ, в зависимости от твоего внутреннего состояния. В абстрактной живописи больше возможностей, по всем пунктам. Это динамика. Это энергия. Конечно, в свой личный интерьер не нужно вешать любую картину. Важен подбор. Живопись должна соответствовать твоим внутренним ритмам.
Ольга, вы, президент группы компаний Cognitive Technologies, специализирующейся на разработке комплексных решений в сфере электронного документооборота, электронной торговли и управления предприятием, возглавляете Национальную ассоциацию инноваций и развития информационных технологий, ну и так далее… Как это пересекается с вашей ролью Председателя правления Фонда русского абстрактного искусства?
Пересечения огромны. Сейчас, мы, например, занимаемся созданием систем искусственного интеллекта, его математической модели. Довольно глубоко продвинулись в понимании принципов работы человеческого мозга. Так вот, схемы воздействия методов абстрактного искусства на мыслительную систему человека оказываются схожими с моделями и описаниями, которые мы получили при разработке элементов искусственного интеллекта, в частности компьютерного зрения. И те схемы, которые в наше время только ложатся в основу современной робототехники, Владислав Зубарев интуитивно делал еще в 1975 году. Такая перекличка с мастером просто поразительна! Искусственный интеллект, конечно, это некая модель логического движения мысли, искусство же - динамика души.