О дизайне и концептуальном искусстве, их пересечениях, скрещениях, общих темах и т. д. рассказывают Игорь Макаревича и Елена Елагина, лидеры московской концептуальной школы. В залах ГТГ, среди произведений советской живописи середины XX века, демонстрируется их изысканный проект. Выставка «Макаревич – Елагина: анализ искусства» открыта до 31 июля в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Лена, Игорь, это первый спецпроект такого рода, осуществленный в России?
В России – да. Но опыт, что называется, столкновения искусств разных эпох и стилей в одном пространстве, у нас уже есть. В 2009 году в венском Kunsthistorisсhes Museum мы показывали свои объекты в экспозиции старых мастеров, рядом с Тицианом и Рембрандтом. В Третьяковке одна наша инсталляция занимает целый зал, три вмонтированы в общую экспозицию. Первый зал – вводный. Там расположились фрагменты прежних утопических проектов, соединенных в единое целое. Так как мы достаточно давно работаем с темой «Великой утопии», у нас существует базис, самостоятельный мир, наполненный всевозможными мифами. В данном проекте мы хотели сочесть собственное искусство с искусством, которое мы видим в этих стенах и с комментариями к искусству вообще. Диалог искусства разных эпох и музеефикация искусства – вот главные темы данного проекта.
Проект делался в расчете на эти залы?
Да, мы выбрали именно их. Соображений было несколько. Во-первых, искусство, которое здесь экспонируется, совсем не идеологическое. Во-вторых, здесь собраны грандиозные полотна соцреализма: «Лед прошел» (1945) Сергея Герасимова, «Сенокос» (1945) и «Весна» (1954) Аркадия Пластова, «Стакан молока» (1984) Гелия Коржева, «Матери» (1960-1961) братьев Ткачевых.
А где же проходит граница между жанрами, во-первых, и между искусством и не искусством, во-вторых ?
Существуют общие категории изобразительного искусства в концептуальной инсталляции и в советской живописи. А что касается границы искусства и не искусства, то если вещь помещаешь в пространства музейные, галерейные, в рамы и витрины, все становится искусством. Конечно, разные существуют витрины, витрины магазинов, например… Трудно сказать, где проходит грань, потому что она с течением времени стирается. Когда это началось? Скорее всего, во второй половине ХХ века, в тот момент, когда вещи, не имевшие никакого отношения к искусству, стали попадать в музейные пространства.
А можно ли инсталлировать современное искусство не в музейные интерьеры, а, например, в домашние?
Современное искусство не обязательно имеет отношение к музейным интерьерам. Оно сейчас есть везде, и на улице, в том числе. Как жить в одном доме с современным искусством – это зависит от человека, смотря как, он к такому искусству относится. Если он знает современное искусство, любит его, он сможет с ним жить в одном помещении. Но, вообще, дому нужно что-то более нейтральное, спокойное.
Однако, ваши инсталляции отлично вписываются в любое пространство и совершенно не спорят ни с традиционной живописью, ни с традиционной скульптурой, ни с современным дизайном. Прокомментируйте…
У нас есть разные работы. Есть очень большие инсталляции, есть маленькие объекты. Есть символы, которые постоянно встречаются, Буратино, например, который прошел через несколько проектов. «Грибная тема» также очень важна для нас. Есть лестницы, орлы. Есть, например, железный орел, который замерзает, превращаясь в холодильник.
Лена, Игорь, а каково ваше отношение к дизайну как к жанру?
Дизайн - очень важный жанр. Он проникает в жизнь, так или иначе. И мы считаем, что это хорошо. Более того, дизайн и концептуальное искусство где-то пересекаются. Оформление любого интерьера, создание любой пространственной инсталляции , - это одновременно и дизайн, и искусство. Русские авангардисты не гнушались дизайна. Сейчас, надо сказать, многие современные художники проектируют простые вещи, делают посуду, аксессуары, занимаются интерьерами. Нынче всё это снова распространяется, как во время первого русского авангарда, во времена Баухауза.