Один из лучших современных скульпторов России, Сергей Шеховцов, три года назад придумал и разработал призовую статуэтку ежегодной премии «The Art Newspaper Russia»: скрещенные между собой башни Биг-Бена и Кремля. Об этой работе, об искусстве, дизайне, скульптуре, о домашнем интерьере и городском экстерьере рассказывает Сергей нашим читателям в зксклюзивном интервью. Он – человек необычный, по всем пунктам. И материал для своих скульптур он тоже выбрал странный – поролон… Но это было в начале пути.
Сергей, у тебя все время спрашивают о твоей работе над скульптурой, которой награждают номинантов ежегодного конкурса «The Art Newspaper Russia» за вклад в развитие культуры. Конечно, тебе надоело, но прокомментируй еще раз…
Третий год я изготавливаю модель заново, в пяти экземплярах, так как в конкурсе имеется пять номинаций. Скульптура сделана из жесткого пенопласта и дерева, есть металлические элементы: звездочка, шурупчики. Все сделано вручную.
Расскажи историю заказа.
Кода мне изначально предложили сделать приз для премии, то я, в общем, как-то долго и не думал. У меня были наработки, много эскизов по поводу взаимоотношений России и Англии, «глубоких» отношений между Москвой и Лондоном. Были даже готовые скульптуры на эту тему: лондонский Биг-Бен в тапочках, московский Кремль в ботинках. Потому как, наши в Москве работают, а в Лондоне отдыхают. Вот в результате и получились такие часы. Часовая стрелка – это Москва, минутная – Лондон, скорее формальный, не концептуальный ход. Кремль же ниже, по габаритам плотнее, толще, поэтому и часовая стрелка, а Биг-Бен – вытянутый и более стройный. В проект легли самые знаковые архитектурные сооружения Лондона и Москвы. Часы, циферблат в скульптуре – это синхронизация времени, история о том, что часовые стрелки пересекаются на 12 часах. Сейчас, правда, Москва и Лондон не пересекаются и на 12 часах, что последние события подтверждают.
Твои знаменитые поролоновые скульптуры очень интерьерны, как их инсталлировать в пространство?
Скульптуру всегда трудно инсталлировать в домашнее пространство. В этом есть проблема. Потому что скульптура, в принципе, существует для улицы, больших площадей, загородных пространств. Понятно, люди, которые покупают искусство, имеют другие интерьеры, пространства, и возможности другие у них имеются. У них есть большие гаражи, дома, бассейны, большие участки, куда легко вписывается скульптура. В обычные же интерьеры хорошо ставить небольшую пластику, скульптуру более крупных размеров лучше повесить на стену. Поставить большую вещь в квартиру – всегда проблема. Я видел, конечно, как моя 3-х метровая скульптура стояла в доме, а до потолка еще полметра оставалось!
А что касается экстерьера?
У меня есть эскизы скульптуры, которую можно поставить в городе, в качестве диалога с советской монументальной скульптурой, с ее стелами, поставленными на въездах в города. Но, увы, это невозможно. Городские памятники, которые у нас есть, посвящены или знаменитым людям, или трагическим событиям, жертвам войны, погибшим в катастрофах. Они разрушают город, делают из города одну большую могильную плиту, заставляют человека жить среди надгробий. Европейская скульптура более живая, человеческая, дизайнерская ли, фигуративная. Она работает с пространством. Она определяет набережные, площади, улицы. И задачи бывают у нее большей частью чисто художественные. У нас же вся скульптура ведет диалог с прошлым. О пространстве, об удобствах никто не думает.
Городская скульптура - область очень коррумпированная. Конкурсы на памятники - сплошная имитацию. Меня приглашали поучаствовать в одном таком, на памятник диктору Юрию Левитану. Это все впустую.
Современная скульптура нынче вытеснена. Эта область остается Московскому Союзу художников, Академии. Современные скульпторы никакого отношения к городской скульптуре не имеют, что, конечно, большая проблема. Современный скульптор зависит только от коллекционера. Все. Больше ничего нет. Музеи есть, да, но сколько их? Купили один раз, и все. Фонды купили один раз, и все. Нынче МОСХ вернулся на рубежи, потерянные в 2000-е.
Сергей, а с какими материалами сейчас работаешь, ты, знаменитый ПОРОЛОН?
Последнюю большую инсталляцию делал из пенопласта, дерева, металла. А средние размеры, маленькие размеры - это пластик, бронза. Да, с нынешнего года стал отливать свою скульптуру в бронзе…