В рамках празднования 15-летнего юбилея Московский музей современного искусства совместно со швейцарским брендом Swatch представят выставку молодых российских художников. Великолепная участница проекта, Саша Фролова отвечает на наши вопросы. Саша Фролова – выпускница художественной школы при Строгановском училище, Национального Института Дизайна при Союзе дизайнеров Роcсии (по специальности «Графический дизайн»), курса «Новые художественные стратегии» (по специальности «современное искусство») в Институте Проблем современного искусства. Саша представляла свои проекты в Лондоне в 291 Gallery, Whitechapel Gallery, Riflemaker Gallery, Russian winter Festival Trafalgar square, в Гамбурге Kampnagel, в Сан-Себастьяне MID_E Festival, во Франции -Программа Vitra Design Museum, в Киеве Gogolfest, в Москве, в Государственном Музее Архитектуры им. Щусева, в ГЦСИ, в Московском Музее Современного Искусства. Саша - финалист «Премии Кандинского-2009», в номинации «Молодой художник. Проект года» и финалист Премии ARTE LAGUNA 12.13, участница выставки финалистов в Арсенале, (Венеция), обладательница специального приза премии ARTE LAGUNA 12.13 –«Персональная выставка».
Саша, вы хорошо известны в мире актуального искусства, дизайна, авангардной моды. Как вы сейчас себя позиционируете?
Авангардной модой сейчас занимаюсь в меньшей степени. Что касается моды, у меня в прошлом году была коллаборация с Braccialini, итальянской компанией, производящей женские сумки и аксессуары. Я сделала для них дизайн коллекционной сумки. Это был интересный проект и полезный опыт.
Еще я являюсь лицом компании Meder, производящей профессиональную лечебную косметику. Я, в данном случае, не только являюсь лицом, но и создаю общую стилистику, концепцию, финальный образ для рекламы. Мне очень нравится коллаборация искусства со всеми сферами жизни, со сферой дизайна, например.
Саша, может ли актуальное искусство быть интерьерным, прикладным?
Актуальное искусство в последнее время, становится модно вводить в интерьеры. И это очень хорошо. Таким образом, мы оживляем и развиваем отечественный арт-рынок. Чем больше людей будет покупать искусство в качестве украшения интерьера, чем больше пользователей будет наполнять свои дома искусством, жить рядом с искусством, тем лучше будет состояние российского арт-рынка. В России много хороших художников занимающихся современным искусством, но мало покупателей, коллекционеров этого искусства.
А как жить в одном доме с актуальным искусством? Легко? Трудно?
Смотря с каким. Каждая работа имеет свое информационное поле, несёт энергетику художника. Именно поэтому, конечно, не с каждой работой ты захочешь жить. Кстати говоря, более коммерческие работы всегда ровнее, нейтральнее. Их легко и приятно видеть каждый день. У каждого образа есть свой энергетический запас, и у достойных, сильных работ он очень мощный.
Прокомментируйте, пожалуйста, работы, которые находятся в экспозиции этой выставки.
Они называются «Антенны» и «Сердце», сделаны несколько лет назад и не входят в отдельную серию или проект. Это объекты, которые легко выставлять, яркие, символические, без особых наворотов, понятные и ясные. Если говорить о стиле – это поп-арт. Поп-арт по сути – игра с символом, нахождение этого символа, его артикуляция, составление из этих символов неких высказываний. Результат – разработка нового языка культуры, языка искусства. Эти работы сделаны из латекса. Они надувные. Я их надуваю и сдуваю. В надутом состоянии такие скульптуры могут жить до года. Потом материал начинает изнашиваться, разрушаться, и мне приходится делать новые копии… Искусство получается смертное, не вечное, как живые цветы, которые вянут… Мои латексные объекты наполнены воздухом, хотя выглядят как твёрдые — металлические или пластиковые.
Вот Джеф Кунс, например, с помощью металла имитирует воздушный шарик. А у меня получается совсем наоборот, воздушный шарик имитирует металл или пластик!
Джеф Кунс делал выставку в Версале, как вы к этому относитесь? Хочется сделать нечто подобное?
Мне очень, очень хочется… Соединять современное и вечное - это здорово! Соединяя искусство сегодняшнего, и может быть, даже завтрашнего дня, искусство актуальное и традиционное, старое, мы раскрываем новые грани и того, и другого. И твое, личное искусство начинает смотреться совершенно иначе, и ты видишь то, чего раньше не видел. Разные культурные пласты, пересекаясь, производят просто взрывной эффект! В результате такой коллаборации, меняется восприятие абсолютно всей истории искусств.
Саша, а в каких интерьерах живут ваши вещи?
В совершенно разных. Некоторые - в жилых интерьерах, вполне себе обыкновенных квартирах, нередко сделанных в классическом стиле. Мои работы часто помещают в офисы. Это хорошо. Офис - место, где объект выполняет свою функцию, то есть, радует и вдохновляет каждый день. Покупают или арендуют мои объекты и для отелей - удачная коллаборация!
Я начала также делать уличные объекты, тоже надувные, но не из латекса, а из ПВХ пленки и ткани. Они делаются немного по другой технологии, поэтому могут иметь гигантские размеры. Такие объекты я возила в прошлом году в Венецию, на международную выставку скульптуры и инсталляции, которая ежегодно проходит в рамках Венецианского кинофестиваля. Мой объект стоял на острове Сан Серволо.
Хотелось бы заниматься фешн, авангардной модой? Планируете?
Если ты занимаешься модой, то, разумеется, должен делать одежду, создавать коллекции. Я до сих пор имею некие симпатии к моде, делаю костюмы из латекса, но, исключительно, для выступлений, собственных перформансов. В будущем я бы хотела делать костюмы для театра. Зимой, например, я делала костюмы для открытия катка в парке Горького. Но в принципе, авангардная мода - явление 1990-х, как мне кажется. Сейчас мода – это, прежде всего, бизнес.
Где грань между модой, дизайном, искусством? Каково их взаимовлияния? Взаимосвязь?
Грань всегда неуловима. Дизайн, конечно, более функционален. Он соединяет визуальность и функциональность. Хорошее же искусство, по большому счету, всегда, что называется, существует ради искусства. Быть искусством – единственная его функция. Безусловно, чистое искусство влияет на все, и на рекламу, и на fashion индустрию, и на дизайн. Все ведь подчинено некоему ощущению актуальности. Конечно, художники вылавливают из информационного поля и реализовывают новые идеи первее, быстрее остальных профессионалов. Это как вращение земного шара. Ты пытаешься, все время это вращение обогнать, заглянуть вперед и из будущего вытащить в настоящее новое слово, новую форму, новый образ. Тенденции, они все общие, но художник их артикулирует быстрее и легче. По большому счету, и дизайн, и интерьер – это все сферы искусства, потому что там работает художник, который и создает будущее в настоящем.