У каждого архитектора свое творческое кредо, свои правила. Каждый видит архитектуру по-своему и организует рабочий процесс в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Но есть нечто общее, что объединяет настоящих профессионалов — архитектор всегда учится. О том, как и чему рассказал основатель архитектурного бюро Studio - TA, Тигран Бадалян.
Тигран, расскажите, пожалуйста, почему вы решили стать архитектором?
Когда я закончил десятый класс и собирался переходить в одиннадцатый, встал вопрос моего дальнейшего обучения и подготовки к ВУЗу. Я не собирался идти по стопам отца, заместителя Председателя союза архитекторов Армении, но и чёткого представления о том, чем я, действительно, хотел бы заниматься, у меня не было. Отец предложил мне всё же попробовать себя в архитектуре. Я обдумал его предложение. С того дня у меня ни разу не было повода пожалеть об этом. Все люди разные и обладают разными качествами. У кого-то невероятно тонкое обоняние, он становится парфюмером. Другой обладает прекрасным слухом и не мыслит себя без музыки. Третий — великолепный повар, который может из любых продуктов сотворить кулинарный шедевр. Мне же нравится создавать пространства, объёмы, интерьеры и здания. Я живу этим.
Что вы вкладываете в понятие «архитектура» ?
Мне очень нравится фраза Дэна Райса, который сказал: «Живопись — это искусство, на которое можно смотреть, скульптура — это искусство, которое можно обойти, архитектура — это искусство, сквозь которое можно пройти». Для меня архитектура — это Искусство с большой буквы. Если музыку можно не слушать, если на картины можно не смотреть, если ароматы можно не нюхать, а еду не пробовать, то здания нельзя не видеть. Здания — часть городского пейзажа, они образуют улицы, районы, города. Поэтому в этой профессии нельзя ошибаться. Ошибки в архитектуре недопустимы. Для меня архитектура это, наверное, самая высокая и сложная грань искусства, которая есть.
Среди проектов, которые вы делали, были такие, которые вам особенно запомнились?
С точки зрения сложности, запомнился проект здания гостиницы «Интерконтиненталь» в Ереване. Это был конкурсный проект и я предложил отцу сделать совместно. Сложность была не столько в задании и количестве претендентов (из 600 работ наша была на 36 месте), но в том, что нам с отцом впервые предстояло работать вместе. Я ведь учился в Москве, там же начинал строить свою карьеру, и мы никогда не пересекались по специальности. Когда я работал в других мастерских, пытался донести и реализовать свои идеи, но всегда был человек, который принимал окончательное решение. В моём бюро я пытаюсь услышать все мнения, но когда надо принимать решение, последнее слово — за мной.
В случае работы над совместным проектом, ни мой отец, ни я не могли себе позволить поставить последнюю точку из уважения друг к другу. У нас было очень много дискуссий и активных споров, не потому, что мы пытались выяснить, кто лучше, а потому, что оба стремились достичь лучшего результата. Если в других ситуациях кто-то мог остановить подобный спор, в этом случае такого человека над нами не было. Лично я получал огромное удовольствие от самого процесса работы, он мне был бесконечно интересен. Даже больше, чем результат.
Также запомнился проект в Абрау-Дюрсо. Несмотря на то, что там уже были построены кирпичные дома с синими крышами, как и во всем регионе, сама территория озера, с архитектурной точки зрения, была «чистая». Перед нами стояла задача — построить несколько объектов: два коттеджных поселка бизнес - и премиум - класса, жилой дом, детскую парусную школу. До этого я работал, в основном, в плотной городской застройке. Здесь же первоочередной задачей было вписаться в ландшафт, который, несмотря на почти полное отсутствие строений, имел массу ограничений и свою специфику. Кроме того, заказчик оказался человеком, с которым было особенно приятно работать. Он не экономил на материалах, как это делает большинство девелоперов, и выбирал тех подрядчиков, которые могли обеспечить максимально высокое качество выполнения работ. Кроме того, проект изначально был не полностью коммерческим, поэтому парусная школа стала своего рода подарком Абрау-Дюрсо.
Вы сказали, что работаете в основном в плотной городской застройке. С чем это связано?
Мне, как архитектору, интересно создавать оригинальное пространство. Работа в условиях плотной городской застройки значительно повышает уровень сложности задач. Я не ищу легких путей и, к примеру, для меня нет никакого интереса и удовольствия от постройки небоскреба в пустыне. Напротив, сделать проект в центре какого-либо города, например, Москвы, на узком, ограниченном пространстве, всегда приятно. Когда есть определённые ограничения, в рамках которых нужно решить поставленную задачу, это для меня важнее. Архитектор сам для себя ставит задачу. Чем сложнее задача, тем больше удовольствия я получаю, решая её.
Можно сказать, что вы любите «вызовы»?
Да, а ещё я люблю познавать новое в профессии. Ведь создавая такие проекты, преодолевая различные сложности, обязательно учишься новому, повышаешь свою квалификацию так или иначе. Когда я только начинал свою творческую деятельность, то работал в архитектурном бюро «Остоженка» у Александра Андреевича Скокана. У него я очень многому научился не только в профессиональном, но и в личностном плане. Однажды он сказал мне фразу, перевернувшую моё сознание: «Тигран, архитектор всю жизнь учится, и я сейчас учусь». Александру Андреевичу на тот момент было за 60 лет, он был одним из лучших российских архитекторов, Архитектором с большой буквы, но мне, тогда еще студенту казалось, что я уже специалист и многое знаю. Эта фраза заставила меня задуматься и обрадоваться, что до конца жизни мы учимся, и в этом вся прелесть нашей профессии. Поэтому, чем сложнее задача, чем больше времени ты ей посвящаешь, чем лучше ты её выполняешь, тем большему ты можешь научиться. В этом смысл моей работы, в этом мой личный интерес.
Вы активно участвуете в международных конкурсах, в том числе — на PinWin. Насколько это важно для архитектора?
Мне было важно самому оценить свои работы на фоне проектов, выставленных коллегами, подвести итоги, понять для себя, на каком уровне сейчас нахожусь относительно других. Скажу больше — нельзя делать работу для конкурса и просто её туда отправлять. Это абсолютно бессмысленно, это делают только те, кто хочет просто отметиться. Надо ехать на церемонию награждения, надо общаться с людьми, надо общаться с коллегами, понимать, думать, слушать, что они рассказывают про свои работы. В этом, на мой взгляд, смысл участия в конкурсах, смысл самих конкурсов.