Бюро PANACOM, созданное Арсением Леоновичем и Никитой Токаревым имеет впечатляющий список проектов: от общественных и жилых зданий до интерьеров и инсталляций, от мебели до дверной ручки. О новых и старых технологиях, о настоящем, будущем и возврате к прошлому, читайте в его интересном интервью!
Арсений, ваш «послужной список» весьма разнообразен: дверная фурнитура, столы, светильники, и тут же – проект жилого квартала, интерьер офиса, коттеджа, банка, идея микродома и т.д. Как вы открываете для себя такие разные жанры? Как вы себя позиционируете?
На самом деле, все мои работы - стороны одного и того же, то есть, профессионального мастерства. Если спросить у Джо Понти: «Кем вы себя больше ощущаете?», он ответил бы, что с понедельника по среду - дизайнером, а к выходным, ни о чем, кроме как о чертежах и разрезах, вообще думать не может. Пагубная тенденция, когда весь мир начал разделять людей на специализации, появилась лишь в 1970-х. Глубокая специализация при всех своих плюсах имеет массу минусов. То есть, мы получаем довольно скудные, герметичные, не сообщающиеся между собой страты. Это касается и профессиональных цехов, и общества в целом. Надо больше думать о базовых моментах, о выстраивании образования, развивать в людях многополярность взглядов и умений, многовалентность их профессиональных возможностей. Тогда мы и будем меньше спрашивать: «Кем вы себя больше чувствуете, поваром или гурманом?» Примером для нас может быть ренессансное восприятие профессионализма, был ли Леонардо профессионалом в какой-то одной области? Для нас он гений, который умел делать все. И Корбюзье, как ни странно, известен, прежде всего, как архитектор, но создавал предметы дизайна, писал картины. Да и сегодня любой итальянский архитектор будет заниматься стендом для выставки, почитая это за счастье. А если вы его спросите, кем он себя чувствует, может быть дизайнером стендов? Он ответит: «Нет, я чувствую себя архитектором». Архитектурное самосознание позволяет проектировать и унитазы, и дверные ручки, и проч. и проч.
Вы говорили, что самое сложное в предметном дизайне - угадать желание, вызов времени. Как открываете новые направления? Как ощущаете потребности времени?
Как я открываю новые направления? Легко! Через день, залезая в интернет и раз в неделю, получая звонок от заказчика. Все - сплошные отзывы на вызовы. Бытовых объяснений немного. Главное же - это мой неослабевающий интерес к вышеозначенной задаче. Время формирует спрос и на образ жизни, и на стены, и на их отсутствие… «Сегодня» - понятие достаточно странное, которое уже – «вчера», хотя это еще и «сегодня». Все нынче продиктовано скоростью нашей жизни, связано с геополитикой, медиатехнологиями, передвижениями. За 12 часов сегодня вы оказываетесь там, где сто лет назад не оказались бы и за месяц! Патологическое ускорение жизненных процессов формирует вокруг нас так называемую «одноразовую» среду, но с другой стороны, вызывает ретро-интенции. Эти два разнонаправленных вектора прослеживаются и в архитектуре: в формообразовании фасадов, интерьеров, зданий, кварталов. Разнонаправленные, они где-то встречаются вместе, как переплетение, скрещение жгутов. Таким образом, формируется некое ускользающее состояние, миксирующее современные материалы и контрастные пропорции с дедушкиным потертым ковром и пожилой ширмой с лебедями, бетон, пластик и старые письма на комоде. Именно так возникает «ускользающее сегодня».
В разработке коллекции рабочих столов для Nayada вы сознательно нарушали установленные правила, типологические границы, создавая некий новый предмет. В чем еще вы шли на размывание типологий, какие многофункциональные предметы создавали и создаете сейчас?
Это несколько мебельных коллекций, в основном посвященных, что называется, размыванию границ между работой и отдыхом. Это тоже вызов времени, на который мы пытаемся ответить. Где та самая граница, где мы «еще» работаем и «уже» не работаем? Возможно, самый результативный по рабочему выхлопу профит, это когда ты в шерстяных носках, задрав ноги, полулежа, обнимаешь свой ipad, находясь в пограничном состоянии, в полудреме. Возможно, здесь к тебе придет идея нового проекта, текста, сценария, делового письма и ты всего несколькими касаниями успеешь все запечатлеть на тачскрине. И совсем иного добьешься, сидя под палящими лучами настольной лампы, словно кол проглотив, на удобном, но офисном стуле, в атмосфере офиса... Важны исследования пограничных состояний: отдых, расслабление, концентрация, выполнение сложных задач. Помочь в таких пограничных состояниях обрести удобства для создания чего-либо - сверх идея для всех новых коллекций нашей мебели и даже светильников, и даже каких-то гибридов, как мебель-светильник, например.
Как бы вы охарактеризовали современное направление интерьеров, частных и общественных?
Самое главное и важное, заключается в том, что дом становится тем местом, где не только живут, но и работают. Явлению можно давать разные этические оценки, но именно это сегодня и происходит. Я как сейсмограф все чувствую.
Ваши проекты индивидуальных домов почти всегда, подчеркнуто современны, предельно функциональны. Почему так? Почему в них нет места каким-то более ярким, ироничным образам?
За 15 лет нашего существования мы все время развивались, не делали одинаковую архитектуру. Вначале мы немножко заигрывали с пост-модернизмом. В одном и том же нашем доме могла быть структурная сетка из одного объекта, на фасаде использовался элемент из другого, ну и так далее. Этого нам казалось достаточным для нашего языка и инструментария. Каждый новый проект добавляет все больше раскованности, индивидуальность. Ты миксуешь, задействуешь всю гамму прототипов и получается исключительно твоя вещь, но, что называется, не на пустом месте. Никогда не поверю человеку, доказывающему, что его проект - исключительно его находка. В последнее время наши проекты стали более раскованными, фантазийными. Но ирония, как архитектурный прием, который был популярен лет 20-30 назад, мне не близка, слишком мелкий прием для архитектуры! Иронии в наших проектах не слишком много, больше свободы, яркости, пластических находок.
Как, по-вашему, итальянские архитекторы надолго монополизировали дизайн? Почему их давление так велико, как в проектировании мебели, так и в разработке жилищных проектов?
Итальянский дизайн – это скорее бренд и миф. Скандинавы, например, говорят, что весь мир питает и кормит скандинавский дизайн. Приоритетов в этом вопросе нет. Каждому дизайну, каждой стране есть, что предложить, есть чем доказать свою позицию. На счет монополизации… Возможно, итальянских производителей просто много. Но уж так сложилось, правительство помогало, индустрию восстанавливали…
Итальянский дизайн, немецкий дизайн – это нечто оформленное, понятное. Существует ли понятие «российский дизайн»?
Что мы имеем в виду, когда говорим про итальянский дизайн? Мы имеем ввиду «made in Italy». Но больше половины фамилий там будут еврейскими, азиатскими, арабскими… Каким образом мы будем тогда говорить, что это итальянский дизайн? Но давайте себе честно скажем, что нам за последние 20 лет не удалось въехать в историю дизайна, что помимо русского конструктивизма, мы не смогли создать своей мощной школы. Давайте же продвигать своих мастеров, с русской пропиской, в общемировой, постиндустриальный, глобализованный процесс производства дизайна. И дай Бог, найти там нам свои 3-5%. И это будет роскошно, и это будет лучшим подтверждением существования российского дизайна!
Прокомментируйте, пожалуйста, ваши слова: «За 10-12 лет изменилось очень многое. Ощущение, что мир дизайна обрел второе дыхание».
Да, мир дизайна обретает второе дыхание, и я чувствую его, разглядывая по ночам свежие номера журналов типа «Wallpaper». Видна смена поколений и желание совсем свежих сил заявить о себе. Есть ощущение, что «свежие силы» берут старые вещи и переделывают на новый лад. Появляются брутальные формы, удивительные сочетания материалов. Такая простая геометрия, но дико оригинальная, в сравнении с опытом итальянских дизайнеров 90-х годов, которые насиловали хром, вживляли туда стекло и проч. Дизайн того времени был сложный, но маньеристский, дизайнеры никак не могли понять, они с бионикой или с геометрией? Я говорю про Старка, про Массимо Йоза Гини… Но сегодняшний дизайн, top of the top, что называется, чем проще, неожиданней, тем круче! Тем легче ему находить путь к потребителю. По контуру, конечно, может быть где-то вшита наноматерия, микрочипы, но это все - современные фишки, которые добавились только сейчас. Самый же последний тренд - отказ от маньеризма, заигрывания со слабами, нюансированными формами, всем тем, чем грешило все старковское поколение.
Действительно ли западные специалисты рынка мебели и предметов интерьера переманивают талантливых российских дизайнеров? Почему так происходит? Кого бы вы могли отметить из «новой волны» дизайнеров и за что?
Никто никого не переманивает. Мы бы за счастье считали, если бы так было. Даже те профессионалы, которые чего-то уже добились, а их где-то полдюжины, добились успеха с большим трудом. У них в разных компаниях производится всего 3-5 коллекций. Так спросите их, включая меня, чего нам это стоило! Ответ: неадекватных затрат и сил, и времени. И все лишь для того, чтобы пробить барьер, уж не знаю какой, ментальный ли, языковой. Возможно, любому дизайнеру до его первых десяти производимых предметов надо пройти такой путь. Тогда давайте считать, что это правило, что это те тернии, через которые можно прорваться к звездам.
На самом деле, мне сложно, выделять какого-нибудь одного из российских дизайнеров, их всего десяток, не сотня, чтобы выбирать. Намного интереснее узнать, кто будет десятью следующими. Возможно те, кто уже все прочитали, все посмотрели, много, где были, такие дети «пост- перестройки». Новое поколение уже родилось с ощущением «открытой форточки». Они с детства мотались с родителями по горнолыжным курортам, глядели на все вокруг, начиная с вилок в отеле и билетиков в трамвае, заканчивая соборами, музеями.
Создается впечатление, что вы внимательно следите за технологиями в сфере дизайна. Что нового в этой сфере вас особенно потрясло, запомнилось?
Ежегодно появляется что-то новое. Бетон становится прозрачным, волокна дышат, материя растет. Много чего происходит, и на чувственном уровне, и на визуальном. Вот если раньше камень не мог плавать, то теперь он и плавает, и летает. А вода не просто течет, превращается в пар с 3d-проекциями... Говоря про будущее нельзя не сказать про печатание всего и вся на 3D принтере и, как следствие, про всеобщую девальвацию. Так что будущее настало. Инструментарий, необходимый для творчества, помещается в любом смартфоне. Поэтому любой безбашенный подросток - творец нашего настоящего и, боюсь, какого-то страшного будущего. Но то, что сегодня творчеством занимаются все, это факт, но при этом его профанируют. Пальчиком на тачскрине, сидя в трамвае, можно нарисовать стул или кресло.
Что вы имели в виду под словами «дизайн – это спорт XXI века»?
Каждый раз, когда смотришь интернет и видишь, что было сделано и построено за неделю, невольно себе говоришь, как жаль, что не я построил этот дом в Даккоте, вот фасад, о котором я думал вчера, а он уже построен в Гоконге! А вот эскиз такого кресла, который уже неделю пылится в папке...Нас много, но кто-то, как сперматозоид, прорывается первым. Идей много, они все носятся в ноосфере. Вопрос заключается в том, кто быстрее их реализует, поэтому дизайн - спорт.
Вы сделали ремонт в своей московской квартире? Есть проект?
Я еще не сделал ремонт в своей московской квартире. Я в поиске образа своего жилья, поэтому сейчас живу, как среднестатистический человек, с обоями и ковролинами. Так что я пока приглядываюсь к интересным интерьерам и коллекционирую их. Вот такой парадокс.
Куда качнется маятник дизайна в недалеком будущем?
Куда качнется маятник… Я любил всегда 50-е, 60-е, 70-е, еще во студенчестве, когда все бредили минимализмом. Но все это, на мой взгляд, было отголосками холодной войны, которая тогда закончилась, и началось потепление. И вот когда моя любовь остыла, когда мир уместился в айфоне, воплотив мечту о маленьком индивидуальном телевизоре, тогда и 50-е - 60-е -70-е стали общим местом. В связи с международным похолоданием пора вспоминать 1980-е, начинать сдувать пыль и переосмысливать незаслуженно забытое. Это и огрубевание формы, и возврат к простой и псевдопростой геометричности, к сочетанию несочетаемого на грани китча, и возврат любви к металлическому блеску, всем оттенкам дерева… Получается такой вот возврат постмодернизма, который себя уже три раза прожил-пережил…
Назовите пять вещей, которыми вы пользуетесь.
1. Каждый день, когда я вхожу и выхожу из своей квартиры, или когда приезжаю на дачу, меня встречает дверная ручка Valli&Valli (итальянская компания )
2. В офисе отдыхаю на диване KOCHKI c тепленькой шершавой тканью от KVADRAT. Приятно сеть, прилечь, развалиться…
3. На даче в подмосковном лесу на кирпичной стене вот-вот повиснет россыпь Атолов, это мои настенные светильники, которые выпускает французская компания Atelier Sedap.
4. Всегда, когда заходишь в МАРШ, приятно видеть за стеклом в библиотеке гигантские столы-острова. Приятно взять альбом и полистать его за этим столом, производства российской компании Nayada
5. Жду с нетерпением поставки морским контейнером первой партии светильников Vertigo в трех отделках. Делает их российская компания «Световые технологии».