То, что делает Александр Ермолаев, заслуживает самого пристального внимания. Он – создатель философии эстетики первичных форм, протокультуры. Только в протокультуре художник, дизайнер и архитектор видит истоки возрождения искусства, дизайна, архитектуры. Идеи Александра Ермолаева нынче становятся все более актуальными. Поводом для интервью явилась выставка «Летняя практика» в Малом зале Центра дизайна Artplay. Большинство работ, представленных в экспозиции, были выполнены в северном поселении Ошевенск недалеко от древнего города Каргополя, творческой базы Мастерской-ТАФ. Больше половины сделано минувшим летом, остальные – работы прошлых лет.
Александр, скажите, прежде всего, несколько слов о выставке, о работах, которые представлены в экспозиции.
Объекты, которые здесь показаны, хороши для любого интерьера. Они сделаны из дерева, иногда – из бывших вещей. Для меня важны качества материала, из которого сделана вещь, следы жизни на ее поверхности. Я любуюсь бывшими упаковками, собираю старые бумаги, складываю их, нахожу в них художественное качество, закрепляю на лист картона и – на выставку! Можно назвать этот жанр «неслучайный подбор».
На выставке представлено больше сотни моих работ, в т.ч. очень ранние, институтского времени. А это было более 50 лет назад, я ведь окончил институт в 1964 году.
Следующий вопрос, скажите, Александр, а что такое, по-вашему, современная архитектура?
Я вообще на архитектуру смотрю как на явление паразитическое, нелепое, неуместное. То, что называют высокой архитектурой, современной архитектурой (архитектура всегда современна в свое время), это обычно – объекты спекуляции, почти всегда – подыгрывание правящим классам, нелепое увековечивание их вкусов. Вместо этого должно быть что-то очень простое и натуральное. Архитектура обязана быть естественной, как дерево, на котором появляются почки, распускаются листья, потом опадают... Архитектура должна удовлетворять только самые необходимые потребности человека, чтобы тот мог сесть и смотреть в окно на дождь, на ветер, на снег…
Когда архитектор работает для себя, он просто строит хижину, как Корбюзье построил на старости лет. Нормальному человеку больше ничего и не надо. Но архитектор все строит и строит какие-то дворцы, ансамбли, памятники…
Что же тогда делать с городами?
А человек не должен жить в городе. Он не должен жить так, чтобы на него давило еще 40 этажей сверху! Человеку нужен маленький домик, лучше – одноэтажный, максимум – 2-3-х этажный. Но эти этажи принадлежат тому, кто домом владеет, а не другим людям.
Что бы вы построили для себя?
Я себе пока ничего не построил. Я строю только то, что необходимо нашему небольшому коллективу, то есть Мастерской-ТАФ. В нашей северной деревне мы купили несколько домов, когда от них по разным причинам отказались владельцы, и превратили их в дома, удобные для нашей жизни. Что-то поменяли внутри, сделали новое освещение, привезли новую мебель. Получилось современное жилье, но в рамках традиции. У нас там образовалось теперь целое поселение с жилыми домами и мастерскими. Есть даже спортивный клуб.
А если бы начинали строить с нуля?
Такой дом есть в нашей северной деревне. Пока построили один. Мы называем его Летней школой. Внешне он похож на традиционные дома, которые стоят рядом. Мы к этому стремились, не хотели создавать диссонанс по отношению к окружающей среде. Но внутри дом получился большой и просторный, с антресолью, высота потолков более 5 метров. В нем можно проводить всякие встречи, разговоры разговаривать.
А сколько человеку нужно вещей в доме, чтобы жить комфортно?
Нужно место, чтобы поставить лежанку, стол, стул, стеллаж для книг и иметь два крючка для одежды. Нужен, конечно, светильник, книги. Нужны предметы для вдохновения – раковины, камни, деревяшки. Нужны любимые вещи, без которых жить нельзя. Но при этом человеку необходимы и другие, большие пространства, клубные, где можно собираться вместе, отмечать праздники, разговаривать, устраивать всякие выступления, развлекаться. Обязательно должно быть общее пространство. А персонального пространства человеку нужно совсем немного.
А что вы можете сказать по поводу виртуального пространства, компьютера?
Лично я компьютером не пользуюсь, но мои ученики – да, как и весь мир, пользуются. Но я стараюсь, чтоб они все-таки рисовали. Как только сел к компьютеру – сразу потерял разум! Компьютер – это же просто инструмент, как карандаш, бумага, краски, кисти. Хотя к нему можно относиться и как к любимому спутнику жизни, жить в нем и с ним. Такое мне не близко и я не вижу в этом смысла, как и мои ученики. Мы – за протокультуру, докультуру, доцивилизацию! Мы стараемся жить на земле просто, с минимумом потребностей, но при этом в остром ощущении духа времени и собственного смысла существования.
А что нужно для того, чтобы наступила протокультура? Катастрофа?
Нет, нужно чтобы мы с вами опомнились. Нужно просто открыть глаза, отворить окно и посмотреть утром на небо, на птиц. Потом посмотреть, кто шевелится в траве. И когда мы это ценим, нам и не нужны суррогаты, которые заменяют естественные ощущения, нормальные чувства. Человеку много не надо – чтоб река была, небо, цветы, деревья. Чтоб очаг был, на чем можно приготовить простую еду. Чтоб кусок земли был, где ее можно вырастить. Вообще, всякий нормальный человек должен жить на земле.