«Дизайн в кубе», творческий тандем выпускников МГХПУ им. С. Г. Строганова Антона и Марины, был основан в 2004 году. Нынче это уже не тандем, а команда профессионалов. Одиннадцать лет они создают отличные авторские интерьеры жилых и общественных помещений. В нашем интервью Антон и Марина рассказывают читателям о рынке дизайн-образования, который сегодня растет в геометрической прогрессии. Практически ежедневно в России появляются новые курсы, школы дизайна, online-тренинги… Можно ли научиться дизайну интерьеров, пройдя краткосрочное обучение? Влияет ли наличие диплома на поиск заказчиков? Чем отличаются проекты дизайнеров с высшим образованием от проектов выпускников школ дизайна? Обо всем этом и многом другом - Антон и Марина Фруктовы!
Антон, Марина, расскажите, пожалуйста, о вашем образовании, о том, как и почему вы выбрали ваш институт.
Марина Фруктова: Антон – выпускник кафедры дизайна по специальности «Промышленный дизайн», я – кафедры искусства интерьера по специальности «Проектирование интерьеров» одной из старейших интерьерных школ, Университета имени С. Г. Строганова (Московской государственной художественно-промышленной академия имени С. Г. Строганова).
Перед поступлением в вуз у нас был опыт обучения на курсах и в художественной школе. Например, я уже с 10-ти лет знала, что буду создавать интерьеры. А в старших классах точно выбрала вуз - этому поспособствовало общение с преподавателем по изобразительному искусству, окончившему Строгановку.
Антон Фруктов: Выбирая вуз для высшего образования, я искал кафедру промышленного дизайна, именно им на тот момент я хотел заниматься. И в МГХПА нашел именно то, что мне было нужно.
Чем отличается базовое профессиональное образование от курсов и школ дизайна?
Антон Фруктов: Многие ошибочно думают, что профессия дизайнера интерьера предполагает, что ты можешь начать работать без специального образования. Обучение в Университет и опыт работы дали нам понять, что, если мы хотим создавать не просто красивые концепции, а реализовывать объекты регулярно, без ошибок, с высоким качеством и эстетически выверенные, то без базового образования тут не обойтись.
Высшее образование дает возможность создать профессиональный продукт.
Однако образование в вузе не всегда дает какие-то практические навыки. Их потом приходится получать уже на собственном опыте. Как быть с этим?
Марина Фруктова: Конечно, профессия дизайнера подразумевает постоянное развитие и обучение. Высшее образование дает понимание четкой технологии создания дизайн-проектов, основанной не только на визуальной красоте, а на комплексной системе качества жизни. Мы считаем, что нельзя пропускать курсы повышения квалификации или, к примеру, дополнительные курсы по текстильному дизайну или декорированию пространства, потому что ни в одном российском вузе, это, к сожалению, не преподают. Но мы твердо уверены, что эти знания нужно добавлять уже к имеющейся профессиональной базе, которая, в свою очередь, основана на художественном образовании.
Многие дизайнеры получают образование за рубежом. Что вы об этом думаете?
Антон Фруктов: Общаясь с коллегами, мы понимаем, что иностранное образование очень раскрепощает. Причем не обязательно учиться там шесть лет, достаточно курсов. Мы заметили, что выпускники иностранных вузов более свободно оперируют объемами и формами. Однако им труднее работать с клиентами в России, потому что наш заказчик пока не готов к такой свободе.
Ваш профессиональный тандем сложился уже в институте. Насколько для этого были важны творческая обстановка, общение с коллегами, наставниками?
Антон Фруктов: Конечно, профессиональному развитию способствует глубокое погружение в среду, которая присутствует в вузе, тем более таком, как Строгановская Академия. Уже со второго курса я начал работать в сфере дизайна интерьеров - преподаватель пригласил в свою студию дизайна. А к четвертому курсу я уже решил попробовать свои силы как самостоятельный дизайнер.
Марина Фруктова: Сегодня, глядя на рынок, понимаешь, что многие коллеги и партнеры – это твои знакомые по вузу. За шесть лет обучения в Академии ты не только учишься своей профессии, но и общаешься и знакомишься со студентами других кафедр: промышленного дизайна, текстиля, стекла и т.п. Это не только расширяет твои знания и дает новые знакомства для дальнейшей работы, но и структурирует сознание. Ведь к профессии ты подходишь с основ композиции, свойств материалов и понимания этапов проектирования.
Антон Фруктов: Уже потом на эту прочную основу можно дополнительно накладывать любые курсы, вебинары и мастер-классы.
Давайте поговорим о практике. Как вы считаете, кому легче начать работать с клиентом, специалисту, окончившему вуз, или выпускнику краткосрочных курсов?
Марина Фруктова: Все это очень индивидуально, ведь не всегда можно найти заказчика, готового реализовать с тобой первый проект. С одной стороны, окончив вуз, ты понимаешь всю структуру работы, начинаешь строить свою собственную технологию ведения проектов. Это дает возможность работать в различных стилистиках, с разными клиентами, объектами и материалами.
После окончания курсов такого глубокого понимания профессии, к сожалению, нет. И все это дизайнер узнает уже на собственном опыте и ошибках. Однако преимущество здесь очевидное – выпускники курсов быстрее выходят на рынок. У каждого свой путь в профессии.
Поэтому дизайнеру желательно совмещать работу с учебой?
Антон Фруктов: Когда дизайнер заканчивает вуз, у него очень много амбиций, но мало практики. Это и сила, и слабость классического обучения – образование без опыта применения.
Наша профессия предполагает, что теория в дизайне интерьеров не самое главное. Опыт и практика – вот основа основ. Чем дольше ты находишься в профессии, тем больше узнаешь подводных камней, сложностей и нюансов, на которые стоит обращать внимание. Конечно, разница между теми, кто уже работает несколько лет, и теми, кто только окончил вуз, колоссальная. Поэтому, чем раньше ты начнешь практиковать, тем быстрее ты достигнешь мастерства.
Вы работаете с состоятельными людьми, определившимися в жизни и понимающими цену качественного дизайна интерьера. Насколько самим заказчикам важно, какой вуз вы заканчивали?
Антон Фруктов: Мы можем судить только по опыту работы со своими клиентами. Например, если заказчик строит дом с нуля, он будет искать исполнителя с архитектурным образованием. Если проект касается декора, заказчик должен понимать, какую сумму и сколько времени он готов потратить на проект. При небольшом бюджете можно спокойно обратиться к дизайнеру без профессионального образования или студенту.
Однако, как показывает наш опыт, если человек делает свой собственный дом на долгие годы, он будет больше внимания уделять выбору специалиста. Поэтому без образования и портфолио реализованных проектов привлечь такого клиента невозможно.
Как, по вашему мнению, будет развиваться рынок образования в дизайне в ближайшее время?
Марина Фруктова: Темп жизни ускоряется, и шестилетнее обучение для многих – слишком большой период, поэтому дизайнеры выбирают краткосрочные курсы. К тому же, образовательный мир движется в сторону online-обучения, поэтому в ближайшее время вся структура дизайн-образования может сильно измениться.
Антон Фруктов: Во многом успешность той или иной профессии связана с текущим спросом на услуги специалистов в данной сфере. С одной стороны, рынок дизайна интерьеров динамично развивается, и заказчики все чаще и чаще приглашают дизайнеров даже на самые простые проекты. С другой стороны, сегодняшний спрос на дизайнеров не бесконечен. Школ дизайна и специалистов с каждым годом становится все больше, а рынок растет не такими высокими темпами. Поэтому в ближайшее время требования клиентов будут выше, и выиграют те дизайнеры, которые отличается индивидуальностью, структурным подходом к дизайну, высоким качеством реализованных объектов. Все это возможно при базовом профессиональном образовании и постоянном повышении квалификации в дальнейшем.