Про современный русский стиль, Скандинавию, Средиземноморье и разные оттенки серого воздуха в России рассказывает Ирина Крашенинникова, дизайнер, декоратор, а еще и философ, по первому образованию.
Ирина, ваши интерьеры всегда хороши, тонки, умны. Как можете прокомментировать свой стиль? Что любите?
Стиль, в котором работаю, я называю современным русским стилем. Это не этнический лубочный стиль. Это стиль, уникальность которого обусловлена спецификой местного климата и быта. Я считаю, что архитектор и дизайнер должен стремиться к тому, чтобы его объекты смотрелось гармонично в том климате, где он работает. Если бы я строила дом в Средиземноморье, разумеется, использовала бы материалы и цвета, аутентичные средиземноморскому климату. Но я создаю интерьеры в России, поэтому использую цвета и материалы, характерные для среднерусской природы. Потому что сам воздух у нас другого цвета, не такой как во Франции или Испании. Этот момент заказчики часто не понимают. Им кажется, что если у нас мало солнечных дней, то нужно окрасить комнату в желтый цвет, и тогда она наполнится солнцем. На самом деле, это работает не совсем так. В отсутствие солнечного света желтая комната будет казаться просто серо-грязной, что не добавит ни оптимизма, ни радости, а наоборот, станет вгонять в депрессию и тоску. Поэтому, даже используя желтую гамму, я беру приглушенные цвета с примесью серого пигмента. Хотя наш климат близок к скандинавскому, классический скандинавский стиль, который я на самом деле очень люблю, тоже нам не подходит. Даже летом воздух у нас имеет сероватый оттенок и чистые открытые цвета, которые так любят использовать скандинавы, у нас не смотрятся также хорошо, как у них. Их белые интерьеры, у нас в Москве или в Питере выглядят по больничному удручающе. Мой, так называемый, «скандинавский» (а на самом деле, современный русский стиль) я адаптировала под наш цвет воздуха, под наш климат. Я выбираю краски более теплые, не такие снежно-белые и темно-серые, как любят скандинавы. Потому что не только воздух, но и менталитет у нас другой. Наш заказчик всегда просит интерьер не только светлый, но и теплый. «Чистую» Скандинавию без адаптации на наши условия не рекомендую перекладывать.
Какие материалы предпочитаете, Ирина?
Очень люблю дерево. В последнее время увлеклась наливными полами. Но даже если делаю наливной пол, добавляю дерево в отделке, мебели, светильниках. Это наполняет интерьер свечением и теплом, которые дает только дерево. Дерево использую везде: на полу, потолке, стенах (но не одновременно), использую деревянные мебельные фасады. Предпочтение отдаю тем породам, которые смотрятся аутентично в среднерусском климате и произрастают у нас. Это дуб, береза, клен, хвойные породы. В мебели замечательно смотрится орех. Экзотические породы использую редко и только в мебели.
Ирина, расскажите об этапах вашей работы.
Я разрабатываю дизайн-проект целиком: от плана перегородок, до подбора текстиля и аксессуаров. Это идеальный вариант, потому что он позволяет не исправлять ошибки, допущенные на предыдущих этапах. Хотя у меня бывают и проекты, где я берусь только за декорирование: подбор мебели, текстиля, аксессуаров. Для меня этот вариант менее интересен, потому что там неизбежно приходится идти на компромисс с тем, что уже построено. А часто построено бывает не так, как я считаю правильным, удобным и красивым. Особенно это касается планировки. Главные же ошибки, которые заказчики допускают, самостоятельно создавая свой интерьер, – это ошибки в колористике. Например, пол делают слишком теплого цвета, а стены – слишком холодного. Или все делают в теплых тонах (пол, стены, мебель, шторы) и весь интерьер в итоге заливается таким карамельным сиропом. И поправить эти перекосы бывает уже нельзя без серьезной переделки интерьера. В общем, я люблю работать с нуля, заходить в бетонную коробку, а если вторичка – делать перепланировку, ломать и возводить стены заново. Правда, это правило не распространяется на квартиры в домах-памятниках архитектуры. В этих случаях, если заказчик не возражает, я стараюсь по максимуму сохранить все, что можно: аутентичную планировку, окна, двери, паркет.
Вы предпочитаете строить частное жилье?
Я работаю в сегменте частного жилья. Общественные интерьеры еще не делала, хотя это было бы мне очень интересно. Я люблю работать с частным жильем. Существует такое понятие: «чувствовать пространство телом». Я не только вижу пространство, но и хорошо чувствую его. Сразу понимаю, что вот этот объем нужно нарезать на меньшее количество комнат, этот – на большее… Все происходит сначала на уровне инстинкта, а затем уже оформляется в стройную систему планировки. Несмотря на то что я – интерьерный дизайнер, а не архитектор, грамотную планировку считаю важнейшей составляющей хорошего дизайна и уделяю этому вопросу максимум внимания.
А бывает, что отказываетесь от заказа?
Да, если вижу, что мы с заказчиком не подходим друг другу, что ему я помочь не в силах. Если заказчик просит построить то, что противоречит моим представлениям о хорошем вкусе и хорошем дизайне. Например, заказчик хочет сделать все гладкое и блестящее: стены, пол, потолок, мебель. Сначала я попытаюсь объяснить, что его квартира – не отель, не спа-салон, что в этом интерьере ему придется жить день за днем. Предлагаю добавить фактуры, поставить, например, деревянную мебель. Если заказчик продолжает настаивать и мебель пластиковую просит в придачу, то от этого проекта я откажусь. Дело в том, что средний срок работы над 100-метровым объектом - около года. Я не хочу тратить целый год жизни на работу, которая будет меня мучить, а не радовать. Создание частного интерьера – процесс очень личный и для меня, и для моих заказчиков. И важно, чтобы наши представления о красоте и функциональности интерьера если не полностью совпадали, то хотя бы пересекались.