Профессиональный фотограф Сергей Ананьев, выпускник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств, занимается фотографией с 2004 года. Сергей, один из лучших архитектурных фотографов Москвы, снимает для архбюро, печатается в серьезных интерьерных журналах, в глянце. Сегодня он выдает нам все тайны и секреты интерьерной съемки. Читайте, это интересно!
Сергей, скажи, пожалуйста, почему вот уже почти 10 лет ты занимаешься интерьерной съемкой?
Жанр фотосъемки зависит от характера человека. Сейчас я, лично, даже не могу себе представить, как это бегать по репортажам, отлавливать людей, заставлять их повернуться, улыбнуться и т. д. Некоторые же фотографы, наоборот, не могут и не любят снимать статичные предметы. Им нужно действие, экшн, нет терпения двигать по полчаса одно кресло, чтобы оно в кадре стало правильно, думать, как бросить плед, чтобы складочки эффектно сложились.
В какой степени ты всегда соавтор декоратора, дизайнера?
В той или иной – всегда. Некоторые декораторы, особенно начинающие, привозят на съемку слишком много всего: аксессуаров, всевозможного декора, искусства. В конечном итоге, как правило, я решаю, что куда положить/поставить, что оставить, что убрать, что подвинуть, какую картинку повесить.
Кто ставит задачу, вырабатывает концепцию?
Декораторов специально этому учат. Но всегда бывает по-разному. Обычно история продумывается изначально. Если снимаем дом или квартиру уже обжитую, где долго живут, то отталкиваемся от персонажей. Живет здесь музыкант, например, или художник, или любитель собак – должны быть какие-то приметы. У одного собачника в доме была целая анималистическая коллекция мелкой пластики, которую мы использовали на съемках. Если же квартира пустая, никому еще не принадлежит, придумываем историю сами, рассматриваем разные варианты и делаем окончательную инсталляцию.
Сколько времени тратишь на съемку?
По-разному бывает. Бывает, что и в два съемочных дня еле укладываешься. Но чаще всего достаточно одного дня. Если интерьер сложный, концептуальный, приходится, как говорится, работать от рассвета до заката. Зимой работать сложнее, потому что рано темнеет. Больше всего времени уходит на гостиную. Час, полтора оставляю в конце дня на санузлы, которые почти всегда снимаются с искусственным, включенным светом.
Есть у тебя любимые работы?
Скорее есть любимые декораторы, дизайнеры, с которыми работаю: Екатерина Лашманова, Юлия Голавская, Анна Эрман, Кира Чувелева, Александра Федорова.
А из стилей, что тебе ближе? Каковы твои предпочтения?
Я называю свой любимый стиль «бабушка стайл». Люблю когда вещи с блошиных рынков микшируются с роскошной дизайнерской мебелью, что-то очень стильное - с перекрашенным комодом с помойки. Но честно признаюсь, снимать все люблю, кроме, может быть, интерьеров, «а-ля 90-е», ну или, совсем классические, с глухими портьерами, золотом. Как увижу, такое, сразу плохо становится…
Я знаю, ты любишь винтаж не только в интерьерах, которые снимаешь, ты ведь и коллекционируешь?
У меня есть коллекция старых фотоаппаратов-гармошек. Есть коллекция старых магнитофонов и магнитол. Ищу и покупаю их в путешествиях по разным странам, но не только, в Москве тоже можно что-то найти. В Измайлово, например, на блошином рынке на Новосходненском шоссе, переехавшем туда с платформы Марк. На Новосходненском шоссе еще можно найти что-то интересное за вменяемые деньги. Само собой хороши блошиные рынки в Париже. Люблю Прагу, ее комиссионки. Там просто отлично, и цены хорошие. Индустриальная Чехия производила очень много фотоаппаратов разных марок.
У каждого фотографа есть свои секреты. Какие они у фотографа интерьерного?
Первый и главный - снимать днем, при естественном освещении, чтобы желтый, искусственный свет не был основным. Всегда же на самом деле отталкиваешься от конкретного случая, конкретного интерьера. Всегда ставишь перед собой задачу в зависимости от того, что видишь в данный момент. Интерьеры все разные. Бывают темные, светлые, большие, маленькие… У меня, почему то получается больше снимать маленькие интерьеры. Может показаться, что с маленькими работать проще, на самом же деле – сложнее. Потому что все время стена, потому что все время двигаешь мебель, чтобы все как следует смотрелось в кадре. Буквально перестановку мебели делаешь в квартире!
Всякие разные ухищрения есть. В хорошей композиции мебель, как правило, стоит всегда нелогично, а в кадре – хорошо! То, что снято для журнала, для жизни не совсем удобно. Если это маленький интерьер, то процентов на 80 всё – постановочный кадр.
С кем бы хотел поработать?
У меня давно есть мечта поработать с Тотаном Кузембаевым, с Евгением Ассом, с Борисом Уборевичем-Боровским, с такими совсем настоящими архитекторами.