Карен Ман, архитектор, инженер, фотограф — высокий профессионал. Для каждого нового проекта он обязательно создает многофункциональные конструкции: лестницы, двери, мебель, световые объекты и даже трансформеры. Он всегда использует новейшие системы моделирования, расчетов, машиностроительные технологии, в том числе авиационные, работает с уникальными материалами. Его интерьеры надежны и неповторимы всегда! Как он работает и реализует свои изящные и хитроумные проекты, читайте в его интереснейшем интервью.
Карен, вы — уникальная личность. С вашей командой профессионалов вы реализуете проекты от начала и до конца, наделяя архитектуру уникальными элементами. Как прокомментируете свой стиль?
Стиль как совокупность уникальных признаков привязан к эпохе и формируют его объективные параметры. Архитектура тесно связана с возможностями человека, образом жизни, культурой, моралью, нравственностью, с технической, технологической, экономической обстановкой. Но бывало и так, что стиль, использовался как средство манипуляции сознанием людей, как оружие. Однако же, для меня безусловная целесообразность и мораль всегда выше стиля.
Мои проекты говорят сами за себя, в общем, это — модернизм, функционализм, современная архитектура. Мои работы вполне могут быть отнесены к авангардному течению конструктивизм. В моих проектах часто реализуются принципы этого направления: строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика, рациональный план и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания.
По образованию я — архитектор-инженер и много лет занимался авиамоделированием. Этот комплекс инженерного, архитектурного, авиамодельного, авиационного видения, в конечном результате и формирует мой стиль, который реализуется не только в зданиях, интерьерах, но и в малых архитектурных формах, в мебели, предметном дизайне, в ландшафтной организации среды. Прежняя моя работа - проектирование объектов инженерного свойства, помогает мне до сих пор.
Карен, что для вас главное в проекте?
Главное — счастливые заказчики и все обитатели моих пространств на протяжении всего времени. Очень важен опыт архитектора и всей команды, мы в архитектурно-строительной практике уже 17 лет. В проектировании важно ВСЕ, простых проектов не бывает, а возникающие сложности лишь улучшают проект. Витрувинский девиз «польза, прочность, красота» остается в силе, здание или комплекс и каждая их деталь должна восхищать, возвеличивать зрителя, а с технической стороны для меня главным является высокая надежность объекта, его эксплуатационные качества, рациональные решения и эффективные инженерные системы. И когда ты делаешь такую работу, реализуешь такие принципы и отвечаешь долгие годы за свои результаты, заказчик понимает и доверяет, а доверие очень ценное явление. Я очень рад слышать слова благодарности от своих заказчиков спустя многие годы после завершения строительства.
А профессия фотографа влияет на профессию архитектора?
Я с детства живу с фотоаппаратом, и в школе, и институте, и на работе — с фотоаппаратом. Когда-то это было элитное занятие, требующее разнообразных знаний, трудолюбия, аккуратности и времени в том числе. В моей авиамодельной деятельности камера всегда была нужна. Кстати, после окончания института я устроился в корпункт ИТАР ТАСС и проработал какое-то время репортером. Потом долго совмещал архитектурную, интерьерную работу и работу фотографа. Снимал архитекторов, их проекты. Архитекторы всегда хотели иметь фотографа с видением архитектора! Конечно, профессия фотографа мне помогает и сейчас. Потому что, если ты понимаешь законы оптики, законы человеческого зрения, тонкости естественного и искусственного освещения, психологию осязания, развиваешь навыки предвидения ситуации, то и в проектных решениях сможешь учесть и реализовать все необходимое для восхищающей архитектуры.
Почему все-таки занимаетесь предметным дизайном?
Многие великие архитекторы разрабатывали свои проекты вплоть, как говорится, до дверных ручек. Шедевры великого Антонио Гауди имеют очень глубокую авторскую проработку. Сказочные камины и лестницы , волшебный декор и орнаменты Федора Шехтеля очаровывают людей. Предметы которые Ле Корбюзье создал для Вилла Савой (Villa Savoye) стали культовыми. Примеров очень много.
Я разрабатываю все элементы, детали, функциональные объекты, малые архитектурные формы для моих резиденций, квартир и вилл, потому, что авторский подход повышает качество жизни моих заказчиков, создает неповторимое удобство и комфорт, увеличивает эксплуатационные параметры объекта и его надежность и позволяет экономить большие средства, так как произвести различные агрегаты, функциональные и декоративные элементы, мебель, и т. д. намного дешевле в стране объекта проектирования, чем возить из-за рубежа (особенно сейчас). Еще это дешевле и потому, что за интересные вещи с охотой берутся на опытном производстве, желая пополнить свое портфолио выразительными новинками. Но главная причина целостного авторского подхода к созданию функциональной архитектуры — это неповторимый облик и рациональность, возникающая из способности архитектора — дизайнера гибко и изобретательно реагировать на все особенности ситуации, специфику рынка и потребности заказчика.
Вот, например, есть интерьер с уже заданным периметром, где существует сложная геометрия, непрямые углы, полукружия и так далее. И тогда, для оптимального планировочного и объемного решения, просто необходимо сделать, например, индивидуальной формы стол, максимального размера и максимального удобства, элементы хранения или специальные раздвижные подъемные или поворотные системы. Особенно такой подход и наши разработки важны для людей с ограниченными физическими возможностями, когда необходимо механизировать буквально все объекты интерьера: опускание книжных полок и гардеробных систем, открывание дверей и перемещения человека, управление освещением. В малых пространствах - автоматизация комбинированных функций, например спальное место автоматически преобразуется в письменный стол в кабинет или место с телевизором разворачивается для нескольких зон просмотра и т. д.
Или, например, в здание с большой площадью остекления сложная система отопления приводит к тому, что нужно сделать систему увлажнения. А вся конструкция настолько изящна, что допустить в интерьер формальные, стандартные системы отопления не хочется. Для одного такого проекта я придумал 16-метровый водопад, который решал задачи увлажнения, одновременно становился и барной стойкой, и охладителем для вина, и климатическим объектом, и скульптурой. Это и модернистский арт объект, и очень функциональная штука! Немаловажно, что стоимость производства и эксплуатации этого элемента намного ниже тех смет, что нам предлагали продавцы инженерного оборудования.
Или, например, есть участок, разделенный поселковой дорогой надвое. Как быть? Тогда я предложил и разработал ограждения с поворачивающимися ламелями и уникальной системой вечернего освещения, которые работали синхронно с системой безопасности, и при необходимости участок объединяли, или разъединяли. Так же интересно , что в стойки и ламели этого забора – ограждения было встроено видео наблюдение за участком и метеосистема, что сделало из простого забора произведение технического искусства. И вообще, продуманные в планировочном смысле поворачивающиеся элементы в интерьере резко повышают его функциональность и выразительность, качество. Например, в здании ДК им. Русакова Константина Мельникова, поворотные в разных уровнях стены, решали интересные планировочные задачи и создавали неожиданные театральные эффекты... В моем последнем проекте реализована такая поворотная стойка. В прихожую она повернута зеркалом, а на кухню – аудио и видео системой с винным баром. Такие модульные, системы индивидуального производства и применения нельзя купить, они всегда неотъемлемая часть создаваемых мною пространств и архитектуры.
Карен, каковы ваши предпочтения в архитектуре?
Мне очень близки наши конструктивисты 20-х годов это: Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и Владимир Татлин. Пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер... Я поклонник творчества Сантьяго Калатравы, Тадао Андо, Рензо Пиано. Конечно я восхищаюсь и люблю Москву, Венецию, Флоренцию, Рим ... Как фотограф всегда в поездках осязаю, и стараюсь раскрыть для себя и своих зрителей шедевры классиков и новейшие произведения современных архитекторов. Мой отдых всегда начинается со списка новых объектов для фото съемки. У меня уже есть целый архив слайд-фильмов, посвященных великим объектам архитектуры.