Наталья Ломейко – представитель дизайнерского сообщества с четко выраженным конкурентным преимуществом, потому что студия, которой она руководит, применяет принципы соционики в дизайне. Что это за наука соционика, и как она может послужить интерьерному дизайну, читайте в интереснейшем интервью!
Наталья, скажите несколько слов нашим читателям о том, с чего началась ваша творческая деятельность.
Я начала работу в области дизайна интерьеров и архитектуры ровно 15 лет назад. С интерьерами столкнулась уже на 1 курсе Художественного училища им. Калинина, где моей первой работой стало оформление здания детского приюта площадью в две с половиной тысячи квадратных метров! Именно на нем я познавала все тонкости работы в дизайне, основы авторского надзора и комплектации.
Но первый блин не был комом, за этот проект я даже получила благодарность от супруги премьер-министра Баварии, которая лично курировала строительство.
Затем я долго работала в салонах английской и итальянской мебели, проектировала авторскую мебель для иностранных фабрик, разрабатывала дизайн плитки, участвовала в отборе коллекций для поставки на российский, полупустой тогда еще рынок. Одним словом, прошла все этапы становления в профессии.
А теперь, давайте поговорим о ваших проектах, выполненных в традиционной стилистике русской деревянной архитектуры, которые так хорошо известны профессионалам.
Для своего дипломного проекта я выбрала проект деревянной резной лестницы в русском стиле. Тогда я изучила множество литературы по русскому стилю, русскому быту, домовой резьбе, росписям. Свою любовь к деревянному зодчеству я воплотила в компании Honka, где мне доверили создание и руководство отделом проектирования интерьеров, состоящего из 25 специалистов.
В рамках данной работы я реализовала большой проект дома в Сибири площадью 550 квадратных метров с уникальной по красоте и сложности отделкой интерьера. Пожеланием заказчика было создать дом-сказку. Этот проект стал лучшим домом компании Honka в России в 2006 году. А в апреле 2012 года он победил в конкурсе интерьеров и до сих пор продолжает занимать призовые места в различных конкурсах, потому что данный дизайн-проект актуален все времена.
После этого, уже в рамках работы в собственной студии, я реализовала более 60 объектов площадью от 350 до 1500 квадратных метров в Москве и Московской области.
Ну, а что же за наука соционика, навыки которой вы так успешно стали применять в дизайне?
Соционика – это типология человеческих характеров. Она опирается на труды Карла Густава Юнга. Согласно соционике, каждому человеку присущ один из 16 соционических типов, который характеризуют различные способы взаимодействия человека с окружающим миром и с другими людьми. Интересоваться соционикой я начала более 7 лет назад, что помогало нам выстраивать отношения при личном общении. Затем, как оказалось, соционика достаточно эффективно работает и в бизнесе. За очень короткий срок у нас улучшились отношения с заказчиками, к нам потянулось больше людей, нам стало комфортно работать.
Понятно, что соционика помогает налаживать отношения с людьми, а каким образом она работает в дизайн-проектировании?
Наука соционика помогает понять людей. А что нужно заказчику? Ему нужно, чтобы его поняли. Далеко не у всех дизайнеров это получается, и тогда готовый результат нередко не устраивает клиентов. Наши заказчики часто говорят: «Откуда вы при первой встрече узнали, что я этого хочу, ведь я об этом не говорил». Для нас это - лучший комплимент, а для заказчика,- возможность не терять своё время и получить именно тот результат, который ему нужен.
Можете ли рассказать подробнее про то, что нравится тем или иным типам людей?
У каждого типа есть свои «больные места», то есть вопросы и темы, на которые они реагируют очень остро. Соционика характеризует их как «болевые функции». Например, у некоторых людей болевой является сенсорика ощущений – восприятие мира посредством органов чувств. Она проявляется как непонимание качества предметов. С такими людьми не стоит говорить о мягких диванах, пушистых коврах и приятной на ощупь ткани. Это слабое место таких соционических типов. Пример - Гамлет (этико-интуитивный экстраверт), Джек Лондон (логико-интуитивный экстраверт). У Робеспьера, например, логико-интуитивного интроверта – это тяга к минимализму, аскетизму в интерьере. Такие люди предпочитают прямые линии и логичные планировки, избегают крупных форм, им не нравится золото и «пафос», они не хотят выделяться.
А люди с болевой интуицией возможностей не умеют видеть новые грани проекта и не любят выбирать из множества вариантов. Это Драйзер (этико-сенсорный интроверт) и Максим Горький (логико-сенсорный интроверт). Они, по сути, консерваторы, в их интерьерах присутствует дерево в традиционном виде и цвете (дуб, орех, вишня) в сочетании с бежевыми оттенками стен (красок и обоев).
Тех, у кого болевой функцией является этика эмоций (восприятие мира через эмоции), раздражают яркие цвета и крупные рисунки. Этика эмоций – слабое место Габена (сенсорно-логического интроверта) и Бальзака (интуитивно-логического интроверта).
А болевая деловая логика (оценка рациональности поступков людей), наоборот, воспринимается как тяга к чему-то весёлому и цветочному. Она присуща таким типам, как Дюма (сенсорно-этический интроверт) и Есенин (интуитивно-этический интроверт). Это эмоциональные люди, нередко они любят стиль Прованс. Болевые функции, такие как интуиция времени, структурная логика и этика отношений не так ярко влияют на предпочтения человека в интерьере.
А как быть с семейными парами, ведь зачастую, решение о дизайн-проекте принимает и тот, и другой?
Существует определённая разница между женскими и мужскими типами. Мужчинам и женщинам, которые относятся к одному и тому же соционическому типу, нравятся разные вещи. По нашем опыту, мужчины, принадлежащие к такому типу, как Габен (сенсорно-логический интроверт), предпочитают медовые и тёплые оттенки в интерьере. Женщины этого типа тоже любят тёплые тона, но разбавляют их вкраплениями голубого, зелёного, оливкового. Также женщинам такого типа нравятся орнаменты, бабочки и цветы, а мужчинам – более брутальные акценты, кожа, мех, металл. Но и для тех, и для других самым важным приоритетом остаётся общее ощущение комфортности.
Что касается заказчика, действительно, в большинстве случаев он не бывает один. У него может быть супруга или супруг, дети, родители. И хотя очень часто супруги являются дуалами и имеют общие ценности и предпочтения, их близкие могут принадлежать к другим типам. Однажды мы создавали интерьер для семьи с несколькими детьми, и в этой семье у мамы были недуальные отношения с дочерью. В результате мама не понимала своего ребенка, его потребностей. Она предлагала свое видение интерьера, в то время как её дочери нужно было удобство и интерьер в спокойных тонах. Мы предложили такое решение, которое понравилось девочке. До этого момента она боялась сказать маме, что ей не нравились её предложения и идеи, потому что не хотела её расстраивать. Поэтому еще одной задачей дизайнера является понимание каждого члена семьи и разрешение конфликтных ситуаций.
Наука соционика только развивается. Скажите, как вы планируете продвигать и популяризировать ее на рынке, ведь эта тема достаточно интересна?
Как только мы стали рассказывать об этой технологии, сразу почувствовали заинтересованность в дизайн-среде, и уже сегодня мы открыли школу для дизайнеров, где учим типировать и определять, какой тип интерьера подойдет тому или иному заказчика. И вдвойне приятно, что наши ученики уже во всю применяют это на практике и получают хорошие результаты!